Первую половину отпуска мы провалялись на пляже вареной колбасой, но на вторую у нас были несколько иные планы. Отоспавшись в воскресенье и съездив с Рамсом на шалык, мы выбрали электричку и встали в понедельник пораньше. Но с утра стало понятно, что собрать вещи и успеть на электричку вряд ли получится. Поэтому выезд отложили на вторник, спокойно все собрав и ничего не забыв.
Всю ночь со вторника на среду сверкали молнии и лил дождь (стало понятно, отчего весь предыдущий день и предыдущую ночь у меня так сильно болела голова), но когда мы встали, лишь слегка моросило. Натянули бахилы, чтоб ноги не промогли, ветровки, и покрутили до вокзала. Приехали мы сильно с запасом, а вот салфеток у нас припасено не было, так что поехали до следующей остановки в сястик. Как раз в тот момент, когда Стас выходил из магазина, полил дождь. Хоть и доехали мы до вокзала довольно быстро, успели слегка подмокнуть, поэтому чтоб не замерзнуть, Стас отправился за горячим кофе, а тем временем и электричка подъехала. Веловагона в этот раз не было, но мы все равно нормально разместились и поехали в сторону Ризипере.
Через полтора часа были в Ризипере. Натянули вормерсы, а то как-то прохладно показалось, и покатили. Там по бывшей железной дороге сделали грунтовую велодорожку аж до самого Хаапсалу, по ней и ехали. Через 18,5км встретили вышку, остановились передохнуть и перекусить.
Вдоль всей велодорожки на перекрестках с дорогами и возле вышки(она на дорожке одна) стоят вот такие стенды с картой и картинками. Там обозначены разные достопримечательности, туристические тропы (кажется так matkarada на русский переводится?), болота разные. Очень увлекательно и удобно. Вдоль дорожки растет ежевика (ближе к Ризипере) и земляника (ближе к Хаапсалу), и кое-где попадается орешник. Правда сейчас орешки совсем зеленые.
В общем передохнули, и покатили дальше. К 30ому километру (от Риизипере, до этого было еще почти 10 от дома и до вокзала) отчетливо захотелось бутерброда с колбасой. То ли детские воспоминания сказались, когда после электрички и похода по лесу в поисках грибов, садились на привал и такие бутерброды бабушка из рюкзака доставала, то ли турецкая почти вегетарианская диета сказалась. Судя по тому, что Стасу тоже хотелось колбасы, скорее все-таки последнее =)
Потом начала ныть и затекать задница, и это оказалось самым удивительным открытием путешествия. Нет, в начале сезона мягкое место, за зиму отвыкшее от седла, всегда сначала побаливает. Но мы то весь май и июнь до работы на велике катались, вплоть до самого отпуска 10 км туды, столько же обратно (эт у меня, у Стаса чуть больше), попа вроде как уже попривыкла. А оказалось, что достаточно всего недели на югах, и "все что нажито непосильным трудом"(с)... Плюс к тому ветер дул прямо в морду, что тоже затрудняло продвижение вперед (мое во всяком случае). Но мы все равно доехали (а куда деваться то? =))
Дорожка кончилась у здания вокзала и кучи старых вагончиков и паровозиков
Пофотографировали, и поехали искать ночлег. Спали мы вот в этом домике
Там вообще несколько комнат, с общей кухней, и общей ванной-туалетом. Но жили мы там одни, так что достался нам почти целый дом =) Оставили велосипедики, сходили в душ, в магазин, пообедали
И пошли гулять по городу. Крепость посмотрели
Потом пошли к морю. Там набережную отреставрировали, и сейчас там шикарная дорожка вдоль берега моря
вот такой интересный домик, там внутри то ли кафе, то ли ресторан
И белый мишка в море =)
А еще там есть специальные вышки, чтобы наблюдать за птицами, правда без бинокля (или какого другого подобного прибора) делать там особо нечего. Но вот такую птичку мы и без бинокля в море видели
Погуляли и пошли домой кушать и спать.
Утром в 10 утра был паром. Правда паром отходит не из самого Хаапсалу, а из Рохукюла. На указателе было написано 9км. Но мы поехали не по дороге с машинами, а по грунтовой велодорожке, которая судя по карте вела туда, куда надо. Километров через 5-6, на всякий случай чтоб проконтролировать, туда ли мы едем, Стас помучал мой телефон с GPS, сказал что дорожка скоро кончится, а нам придется ехать по дороге, при чем получится, что мы с этой дорожкой только крюк сделали. Опаздывать на паром не хотелось, поэтому мы поднажали (а было это не то, чтобы очень просто. Попа наши покатушки не одобряла категорически =))
И в итоге буквально через пару километров мы оказались в порту куда привела грунтовка, а по дороге ехать не пришлось =)
В порту пустынно и загадочно. Билеты покупать у специального автомата. На билете ни времени, ни названия корабля. Маршрут и штрихкод. Куда идти не очень понятно. Указатель вроде есть, написано, что там проверяют билеты, но кто проверяет - не ясно. Стояла там пара велосипедистов, ну я думаю, куда они, туда и мы. Стою в общем и не дергаюсь, тем более парома все равно пока нет.
Паром тем временем причалил
Но совсем не туда, куда указатели ведут. Хм. Вообще от туда по идее и до Вормси паром ходит, так что не ясно, наш - не наш. А паром тем временем нос открыл, и покатились из него машинки. И люди быстренько забежали. Хм! И Машинки в очереди на паром стоявшие тоже в ту сторону покатились. Хмм!!! Тут-то обнаружлся регулировщик, который этим самым из очереди сигналы подавал. Стас сходил, спросил, оказалось наш паром. Поехали грузиться. А велосипедисты оказались не местные, то ли немцы, то ли англичане, не помню уже. И тоже стояли смотрели, куда люди пойдут. Так что в итоге не мы за ними, а наоборот вышло =) А билеты наши никто смотреть не стал.
Отчалили
Плыли полтора часа и приплыли в Хельтермаа. Оказалось, что там ветренно и холодно. Сгрузились с парома и оделись потеплее
И поехали в сторону Кярдла. Машины с парома уже разъехались и дорога была пустая. По бокам лес, можевельник, птички летают. Где-то через 10 километров стоит указатель, в Кярдла мол прямо 20км, а снизу нарисован велосипедик и стрелочка налево, тоже в Кярдла, но 23 км. Притормозили, подумали, и решили, что дорога хоть и пустая, а по велодорожке все ж приятнее ехать, так что можно и лишние 3км проехать. Повернули, едем, навстречу красивая аллея а потом и стенд с картой на глаза попался. Оказалось, что надули нас. Никакой велодорожки тут нет, просто специально для велотуристов составлен маршрут, включающий достопримечательности, которые просто если по дороге ехать, в стороне остаются. Вот и тут нам предложили сделать небольшой крюк ради того, чтоб посмотреть на развалины некой мызы. Само место так и называется Suuremõisa (большая, значит, мыза). Ну раз приезали, пошли смотреть.
Ну и какие-то развалины вокруг насколько я поняла, тоже к памятнику архитектуры относится. Но лично нас впечатлила только дверь
Передохнули, вормерсы сняли, так как пока ехали, согрелись. Да и дальше от моря потеплее стало, плюс солнце стало появляться периодически. Но ветровки оставили. Вообще, второй день оказался самым тяжелым. Вроде ничего (кроме попы) еще не болит, но ехать как-то тяжело. Плюс тревожило, что мы никак не могли дозвониться до места, где предполагали ночевать, и неясно было, есть там места, или не очень, и придется искать что-то другое в округе, и сколько ради этого придется ездить. Поэтому старались особо не расслабляться ну и маршрут несколько подсократили. Хотели еще заехать к маяку на северной оконечности острова, но не стали. И на уловку с как бы велодорожкой второй раз не повелись (там ради мельницы крюк был). Доехали до Кярдла, стали искать, где б поесть. Едален оказалось на удивление мало. Их вообще на Хииюмаа маловато. Кярдла совсем маленький городок, но на Хииюмаа самый большой. Все остальное, что на карте обозначено как населенный пункт, больше похоже на маленькую деревню. Едальню нашли в центре, при чем по всем правилам, на главной площади в кафе солянку предлагали за 2.60, а в кафе через два домика чуть в сторону уже за 1.20 =) Мы пошли во второе.
Что удивило: у кафе и магазина стоят велосипедики, много велосипедиков, и ни одного замочка. Люди спокойно оставляют велики без присмотра и идут по своим делам. При чем не только развалюшки так бросают, но и более-менее приличные лисапедики. Мы тоже оставили без замка, но в окошко поглядывали =)
Пообедав, купили магнитик, посидели на лавочке и покатили в Кыргессааре. Размякшая попа была категорически против! Я довольно долго не могла понять, как я вообще до этого на этом сиденье сидела и крутила педали, все ерзала и никак нужного положения найти не могла. Километров через 5 вроде таки уселась.
Что порадовало: от Кярдла почти до самого Кыргессааре идет велодорожка. Чуть-чуть не доходит. Вообще, сам "город" находится несколько в стороне от дороги, но мы туда все равно заехали, посмотреть, где б переночевать. Город оказался деревней, и где переночевать мы там не увидели (хотя одно место там таки было, просто мы отчего-то этот дом проглядели), зато там оказался довольно приличный магазин, где мы пополнили запасы питья. И банкомат. Правда не правильного банка.
Поехали дальше искать Вилламаа, где все еще надеялись переночевать. Место нашли и нам сказочно повезло. Девочка, которая нам весь день не отвечала (как она сказала, видимо аккумулятор сел, а она не уследила), как раз стояла у машины и наверно уже уезжать собиралась. Места были, правда платить надо наличкой (а у нас в кошельке только 5 евро, нужный банкомат в Кярдла, до неправильного 10 км туда, потом столько же обратно. А я говорила, давай денег снимем!) На наше счастье, мы были на Хииюмаа, девочка согласилась взять 5 евро, а остальное забрать назавтра, когда мы съездим до банкомата. А когда мы сказали, что собираемся 2 ночи ночевать, даже эти 5 не взяла. Дала нам ключ от домика и уехала.
Вот такой вот домик
Там тумбочка и 4 кровати. В общем-то все =) Но чтоб не тащить на себе палатку, очень даже хорошо.
Душ и туалет в отдельном домике. Еще там есть мангалы, и домик с гриль печкой. Дрова тоже есть.
В первую ночь грилить нам было нечего и поужинали мы взятыми в дорогу булкой с колбасой =)
На утро встали и поехали в Кыпу, по дороге высматривая таблички с вилкой и ножом или с надписями, намекающими на еду =) Почти у цели, такая наконец попалась и манила словосочетанием delicious dishes. Тут Стас, который и так уже начал ворчать, что я медленно еду, умотал в указанном направлении. Пришлось догонять. Догнала только у домика, где обещали еду =)
Горячего правда, о котором гласила вывеска на самом повороте к базе отдыха, пока не было, но завтраком нас накормили (тут, к счастью, уже были разные блага цивилизации, в том числе и возможность платить карточкой =)
Как следует налопавшись, поехали смотреть на маяк. Маяк там старый, построеный еще в 1531 году. Сначала был высотой в 20м, потом вроде достроили. Сколько он сейчас ростом - не знаю. Но наверху было страшно! Хотя это просто я высоты боюсь =)
Вот такая лесенка
А это Стас меня сверху сфотографировал
Там потом еще кусочек винтовой и пару пролетов не таких фотогеничных лесенок.
Внутри висят разные старые карты, на многих Хииюмаа в форме треугольника =) И фотографии других европейских маяков.
Вид сверху:
Вокруг сосны и море
Место там довольно оживленное =)
Правда почти все велики прокатные, с номерами на крыльях. Но велотуристов там довольно много. В основном не местные. Фины, немцы, шведы. Те, что приехали на прокатных, говорили по французски и по английски.
Дальше не очень интересно (хотя не факт, что до этого кому-то было интересно =)). Мы вернулись в Кыргессааре, денег сняли, еды затарили, попробовали полежать на пляже, замерзли и поехали "домой". Погрилили колбаски, отдали денег девочке и легли спать.
На следующий день мы поехали к южной части острова, в Казари. Сначала путь наш лежал по шоссе, а потом свернули на проселок и поехали через лес. Видели косулю =) От привычных маленьких перерывов в пользу 5ой точки пришлось отказаться, чтоб не кормить комаров. Правда к этому дню она уже вроде привыкать начала. Зато начали болеть мышцы при езде. То есть они и после первого дня побаливали, когда с велика слезаешь и тянуться начинаешь, но пока педали крутишь, этого не замечаешь. Может просто попа все внимание на себя отвлекала?
Проехав километров 15 по проселку, выехали на асфальт, но не успели мы обрадоваться, как асфальт кончилась а началась самая настоящая хня. Дорога выглядела как поле, засеянное картошкой, только без борозд и с большим количеством камней. А так как всю ночь шел дождь, ехать по этой хне было совсем не весело. И как дополнительное издевательство, там, где асфальт кончился, стоял знак для машин, тот что ограничение скорости снимает, потому что деревня кончилась вместе с асфальтом. Через какое-то время цвет дороги побелел, вместо земли была глина. По этому безобразию мы проехали не меньше 7 километров. Доехали до развилки, тут пришлось рестартануть телефон, потому что работающий 4ый день тракер по-видимому совсем съел моему телефончику мозг. Ни одно приложение не открывалось, а посмотреть по GPS, куда нам ехать, очень хотелось. Пользуясь моментом, сделали перерывчик и перекусили. Нужная нам дорога оказалась поплотнее, а вскоре и вовсе стала асфальтированной. Еще чуть-чуть и мы добрались до полуострова Казари.
Пейзаж за тот день менялся особенно резво. Если возле Кыпу это был в основном сосновый лес, то южнее деревья в основном лиственные. Потом пошли луга. И людей тут больше. На Казари так и вовсе постоянно попадались туристические автобусы, которых на севере видно не было. Ну оно и не удивительно, потому что там находится коса, уходящая далеко в море. А на подъезде к косе, можевеловая... роща, что ли.
И что удивительно, несмотря на толпы туристов и дующий со всех сторон не переставая ветер, там очень спокойно и хорошо.
А потом мы доехали до Хельтермаа, дождались парома, переночевали в Хаапсалу, и знакомой дорожкой домой. В 16:24 отъехала наша электричка из Ризипере и тем закончилось велопутешествие =)
Итого:
1ый день 67,38км
2ой день 69,44км
3ий день 58,27км
4ый день 83,35км
5ый день 66,97км
Всего 345 км.
На будущее решили, что надо сначала ехать на великах, а потом уже в тепло к морю. И надо запастись сиденьями помягче ;)
PS.
первый трек (до рестарта телефона)
http://www.sports-tracker.com/#/workout/StanislavBunin/c47la7kbucmds4j9второй кусок
http://www.sports-tracker.com/#/workout/StanislavBunin/57jdoo1lubs2hgoq путь от парома до Хаапсалу не зафиксирован, так как батарейка умерла. А от Хаапсалу до дома и включать не стали, обратно ведь той же дорогой.
Уф! дописала!