Вот мой давно обещанный отчет о моем первом занятии по арт-терапии в детьми из Детского Дома 8
В группе будет четверо детей, на этом занятии было трое: 2 Максима и Катя, будет еще одна девочка. Возраст: 4-6 лет.
Первое занятие было: «Нарисуйте ваше имя». Поскольку дети еще не пишущие, задание сформулировала, что надо именно нарисовать имя, как оно им представляется: его цвет, форму, из чего оно состоит, какое у него настроение.
Результаты: Катя нарисовала акварелью себя, потом, в результате беседы, дорисовала еще торт и шарики (в этот день у одной девочки был День Рождения). Вообще, она ориентирована на «правильное» рисование.
Максим старший - самый энергичный, непоседливый - намешал красную и желтую гуашь, наляпал этой гуашью жирно. Закончил первым, стал просить еще бумагу, еще хотел рисовать.
Максим младший - немного закрытый, пугливый - смешал охру с белилами, получилось светло-светло коричневое пятно, комментировать не захотел. Кто-то из ребят сказал, что ему не нравится, я ответила, что каждый нарисовал так, как видит, все разные, и рисунки разные у всех. Прониклись!
2 задание: раскрашивание шаблонов мандал. Предполагалось как переходное для тех, кто быстрее справился с первым заданием, но очень понравилось ребятам, в итоге его делали все, долго, было не остановить! Катя раскрасила карандашами мандалу аля кельтский орнамент, потом еще дорисовала красками. Максим старший раскрасил ярко гуашью несколько разных мандал.
Максим младший раскрасил мандалу-звезду, разошелся, стал разговаривать со мной, долго выбирал еще рисунок!
3 задание: штриховка. Катя ограничилась тем, что нарисовала крест, и начала рисунок замка в одной из четвертей. Максимы поштриховали, но без энтузиазма, уже подустали и начали ходить по комнате и по всей группе.
Закончили занятие уборкой, ребята помогали с энтузиазмом.
Интересно, что Катя забрала рисунки с собой, а Максимы вообще не интересовались судьбой свои работ, я унесла их с собой.
Кроме «моих» ребят, к нам присоединились еще несколько старших детей, 2 прорисовали с нами все занятие. Девочка Кристина прониклась заданием про имя, но со своей стороны: рисовала граффити, свое имя и имя подружки. Заказала мне граффити с именами своих друзей =семья.
Мальчик Паша (брат младшего Максима; присоединился примерно в середине занятия) тоже нарисовал свое имя, немного стеснялся, поэтому занял именем только небольшой край листа, но буквы получились эмоциональные, с улыбочками, живые. Потом поштриховал с нами. Потом перешел на портрет своей бабушки, которая приедет в субботу. Все время консультировался со мной как рисовать, пришлось провести с ним экспресс-курс по рисованию портрета.
Выводы:
1. помещение было проходным, это было очень неудобно: все время ходили старшие, спрашивали, чем мы занимаемся, ктото тоже просил бумагу, присоединялся, потом младшие устали, пошли в группу. Помещение обязательно должно быть изолированным и желательно не тем, где ребята «хозяева», иначе сложно организовать их и удерживать внимание. К тому же работать пришлось с очень разными возрастами и в большем количестве, чем изначально предполагалось, то есть не получилось четко структурированного занятия, скорее было что-то вроде мастерской.
2. задачу - познакомиться, наладить контакт, заинтересовать - я выполнила: дети активно участвовали в занятии, под конец разговорился и стал поактивнее даже младший. Все сильно интересовались, когда я приду в следующий раз.
3. задача на следующие занятия: раскрепостить, сделать такие задания, чтобы ребята выражали именно свои чувства, впечатления. Постараться вызвать их на обсуждение, проговаривание того, что происходит в работе. В течение занятия стараться не только рисовать, но и делать что-то другое (музицировать и слушать музыку, возможно, читать и писать сказки и стихи).
Ближайшее занятие хочу посвятить музыке: принесу простые музыкальные инструменты (от бубна и флейты до пустой пластиковой бутылки), поиграем на них, а потом попробуем нарисовать эту музыку, придумать музыкальную историю.