Про жидов, шваль и по морде.

Aug 21, 2012 21:03


Это все на другом языке.
Это какой-то имманентный сбой то ли в трансляции, то ли в расшифровке. То ли декодер хамит, то ли звук в одной плоскости, а слушают другую. Ладно, к теме.

В хорошем, годном тексте Михаила Калужского долго, подробно и на хорошем русском языке анализируются современные формы "интеллигентского" антисемитизма в России на примере плодов пера последних недель господ Прилепина, Наврозова и Багирова, а также визита Патриарха в Белосток со своевременно отредактированной, но все равно вытащенной на свет божий в первоначальном виде новостью на Ленте.ру. Там, если кто не читал, его святейшество открытым текстом обвиняет в смерти младенца иудеев. Ну и Кураев, разумеется, но чего мы не знали о Кураеве в этом аспекте?
С одной стороны, делается вывод о том, что в понятие "еврей" постепенно утрачивает (если уже не утратило) у упомянутых творцов узкоэтнический смысл (генерал Макашов с батькой Кондратом, помнится, опередили их на полторы декады, но они и близко не были интеллектуалами, так что несчитово) и включает теперь вообще всех "не своих", "чуждых" что политически, что классово, что культурно. С другой стороны, характерно, что для этой обобщенной категории врагов выбран именно этот этноним. Не то чтобы я предлагал замену, хотя как вариант можно бы и алеутов каких рассмотреть: и творцам удобно, и не обидится никто...
С другой стороны, автор констатирует наличие (возрождение?) антисемитизма как преобладающей формы русской ксенофобии в среде интеллектуалов. И приветствует переход оного антисемитизма из латентной в явную форму: так-то оно понятнее, об кого не мараться и в кого не вступать.И все это чертовски справедливо, и спорить там не о чем, а раз не с чем спорить в статье, мы, пожалуй, уйдем на мета-уровень.

Я понимаю желание людей осмысливать происходящее вокруг них, это их право, это, в конце концов, один из механизмов выживания, тем более у евреев. Нет сомнения, что, не благодушествуй мы накануне Холокоста на счет германской (польской, эстонской, венгерской, румынской) культурной традиции и старинного добрососедства, счет жертвам мог бы быть куда меньше. Памятники погибшим в Холокосте в европейских столицах отлично сделаны и берут за душу, но, ей-богу, лучше б их не было, а нас выжило больше. И как упреждающий звонок, как сигнал раннего оповещения, статья и уместна, и своевременна. У меня не с ней проблема.

У меня проблема с евреями. Мне самоощущение и поведение знакомых евреев в России кажется странным. Возможно, мне сдвинули мозг годы в Израиле, и я просто забыл, как воспринимал окружающее до 90-го года. Или же правы те, кто говорили мне в армии, что есть евреи (подразумевая евреев галута), а есть израильтяне, и понять друг друга нам сложно. Может быть, и так, но тогда нужна поправка: есть российские (экс-советские) евреи, а есть все остальные. Потому что среди американских и французских евреев, с которыми я общался, даже среди тех, кто много поколений живет в своих странах, а в Израиле бывают эпизодически либо просто ведет с ним дела, нет той настороженности и готовности к враждебности со стороны окружающей среды. Здесь, разумеется, в анамнезе и десятилетия государственного антисемитизма, и лишь милостью божьей миновавшие евреев репрессии начала 50-х, и традиционный антисемитизм господствующей религиии. Но.

Почему у меня есть ощущение, что реакция среднего российского еврея на антисемитизм всегда одинакова: либо быстро покинуть место происшествия, втянув голову в плечи, либо врезать обидчику с разворота? Я не оговорился: это одна и та же реакция. Агрессия есть проявление того же страха, это мы еще на профессиональных борцах с геями выучили, хотя смотрится, спору нет, куда мужественнее. Так почему?

Еще он с обостренным вниманием вслушивается в долетающие до слуха фамилии в поисках еврейских признаков, всматривается в фотографии, и расстраивается, если предположения не подтверждаются. Когда Быков громко заявил, что считает себя русским писателем и поэтом, моя знакомая, дама за пятьдесят, большая поклонница хорошей поэзии, всерьез загрустила и чуть было не объявила Быкова предателем.

А еще он часто шизофреник. Справедливости ради, он не сам себе это устроил. Когда евреем официально быть можно, а исповедовать иудаизм и даже просто изучать иврит подсудное дело (и мой преподаватель таки сидел), когда для подтверждения лояльности от еврея требовалось отмежеваться от Израиля, когда крестись - не крестись, а бить все равно будут по морде, - хочешь не хочешь, а раздвоишься. И поэтому у меня нет вопросов к людям старше полтинника. Но, ребята, а у двадцати-тридцати-сорокалетних-то оно откуда?

Неужели русская культура, при всем ее богатстве и при всем уважении (и сочувствии) к тем, кто почему-либо считает ее единственной для себя доступной, а свое существование возможным исключительно в ее поле, - неужели она диктует евреям подобное поведение? Неужели компромисс между любовью к Чехову и знанием о его антисемитизме требует в качестве цены пренебрежения собственным национальным достоинством?

Каковое достоинство, по моему глубочайшему убеждению, заключается не в том, чтобы свернуть обидчику нос на ухо в ответ на "жидовскую морду", а в том, чтобы искренне не заметить его. Не воспринять как оскорбление. Не готовиться ежеминутно к бегству или драке, не вслушиваться настороженно в слова, боясь услышать в них ксенофобию, а воспринимать себя в этом мире достойным человеком именно в силу своей национальной и культурной принадлежности. И вести себя так, чтобы о жидовской морде в его адрес и не вспоминали. Оскорбляют ведь тех, кого считают либо ровней себе, либо ниже себя.
Правда, это сложно: считать себя частью русской и только русской культуры и одновременно гордиться тем, что ты еврей. Это тоже шизофрения. Можно быть русским евреем и принадлежать и к русской, и к еврейской культурам, но нельзя быть евреем, оставаясь только русским по культуре и не имея представления об истории, языке, религии собственного народа.

Количество российских евреев, говорящих на иврите, ничтожно. Кто-то даже изучает "библейский иврит" как просто еще один мертвый язык. Не учит Тору, как уважающий себя ешиботник, не учит иврит, как язык общения, выросший из того самого библейского. Ребята тщательно изучают сферический хобот слона, не имея понятия о том, какому животному этот орган принадлежит.

В таких условиях мониторинг антисемитских высказываний всякой, ей же богу, швали вроде Багирова, несомненно, оправдан. Тонкость только в том, что швали кругом много. Ее вообще везде много. И предупреждать о каждой очередной антисемитской выходке, боюсь, придется постоянно, ибо бытовой антисемитизм никуда, в общем-то, не делся. Он, разумеется, сильно разбавлен кавказофобией, чечено-, даго-, таджико- и прочими фобиями, но не стоит расслабляться: у людей, ненавидящих "хачей", "азеров" и прочих "черножопых", достанет в сердце места и для ненависти к "жидам".

Явление никуда не делось. И никуда, боюсь, не денется. В нашей власти лишь решать, как с ним жить, уж если жить. Можно закрывать голову руками и убегать, либо бить в морду при всяком удобном случае, и попутно в очередной раз на хорошем русском языке писать умный и грустный отчет о наблюдениях за российским антисемитизмом среди интеллектуалов. Либо же не давать швали повода думать, что она вам равна. Что требует, разумеется, некоторых усилий и коррекции самоидентификации. Привычнее, разумеется, как было.

Извините за сумбур.
И да, неевреям, наверное, будет неинтересно.

Россия, Евреи

Up