В Москве скропостижно скончался фотограф Валерий Ливитин. Валерий Левитин сотрудничал со многими средствами массовой информации, а в последнее годы работал в РИА Новости. В декабре 2013 года ему должно было исполниться 53 года.
Коллеги о Валерии Левитине:
Анна Шпакова, фотодиректор РИА Новости: "Фотографом он был очень специфичным, и маститые коллеги относились к его жанру неоднозначно. Но пересматривая его фотографии, я сейчас получаю большое удовольствие. Его работы напоминают мне съемки светской тусовка Ларри Кларка - знаменитого американского фотографа 60-х годов. Фотографии Валеры сделаны с юмором и даже с иронией по отношению к самому себе. Это очень достойное человеческое качество, которое отличало его от всех остальных. В таком жанре в России практически никто другой не работает".
Александр Земляниченко, шеф-фотограф московского бюро Ассошиэйтед Пресс: "У меня всегда были с ним хорошие отношения. Я знаю его, наверное, больше 20 лет. Он во многом мне помогал со своей спецификой работы. Он был настоящим профессионалом, он знал свой участок".
Николай Усков, руководитель проекта "Сноб": "Замечательный фотограф, ядовитый неудобный человек, которого боялись, ненавидели и все равно звали везде и всегда. А если не звали, Валера звонил сам. И этот звонок всегда означал признание. То, что ты делаешь, чувак, интересно не только тебе и твоим уродам, гостям. Это интересно мне, потому что я пресса, а не сервисная служба, превращающая пьяных знаменитостей в иконы стиля. Я работаю, пока вы тут бухаете, едите свои канапе и хвалите друг друга. Что-то в этом роде говорил Валера или имел в виду. И за эту верность профессии, за честную жадность, за неутомимую энергию его любили. А если не любили, то уважали. Уважали и признавали право говорить правду. На самом деле Валера любил своих героев. Они постоянно жаловались на его манеру снимать всех снизу, с самыми жуткими выражениями лиц, с набитым ртом и осоловевшими глазами. Но эти фотографии шли в печать редко. Валера умел снять красиво, но не подобострастно, естественно, но не безобразно. Его герои просто пили, говорили, обнимались. И выглядели нормальными людьми, а не псами режима, взяточниками, иконами стиля и гламурными болонками, даже если таковыми являлись на самом деле. Он умел увидеть содержание даже там, где остальные видели пустоту, ибо содержание есть везде. Не у всех есть глаза. Я очень ценил нашу дружбу, которая скорее была по неволе. Мы оба работали - просто по разные стороны вспышки. Его профессиональная страсть была для меня примером, его умные, вечно недовольные глаза я всегда высматривал, где бы ни оказался. Его ругань я всегда выслушивал с интересом, его советам следовал, его счета оплачивал. Тут уж и я ругался, впрочем, ругался и покупал, покупал и был спокоен. Снова ругался, снова покупал и снова был спокоен. Так случилось, что вчера Валера работал на предпремьерном показе фильма Александра Велединского "Географ глобус пропил", организованном журналом "Сноб". Я не знал, что те несколько фраз, которыми мы перебросились, - Левитин снова меня ругал за что-то - станут нашим последним разговором. Светлая память."
Из книги "Интерпретация 2013": "Валерия Левитина, завсегдатая светских тусовок, коллеги по цеху называют фотографом-олигархом. Он на короткой ноге со многими героями своих фоторепортажей, которым ничего не стоит окликнуть его: "Ну что, Валера, как дела?" Светскую жизнь новой России Левитин снимает с 2001 года. Но тусовки - это не только бесплатный алкоголь и обилие селебрити вокруг, это еще и тяжелая работа; знание имен, характеров и отношений между героями светской хроники. Не все знают, но корни профессионализма Левитина - в съемках горячих точек на просторах развалившегося Советского Союза. Рига, Грузия, Приднестровье, штурм Белого дома в 1993 году… Еще раньше Левитин снимал повседневную жизнь тогда еще мирного СССР и спорт, чему, как говорят, он и обязан своей хорошей реакцией, необходимой, чтобы вовремя нажать на заветную кнопочку и сделать шедевр. Впрочем, сам Валерий любит повторять, что шедевров не снимает: "Снимаю жизнь и общение людей", - говорит он. И несмотря на то, что в его фотографиях светская жизнь российской тусовки предстает скорее пародией на западную жизнь, которой она стремится подражать, его продолжают звать на "закрытые" мероприятия".
В одном из своих последних интервью в сентябре 2013 года на сайте "Вслух.ру" Валерий Левитин поделился своими взглядами на современную фотографию:
"Фотография, если по-честному, никому не нужна. Фотографов боятся больше чем операторов, но сейчас же все фотографы. Когда гоняют нас, зарабатывающих этим деньги, то не боятся людей с iPhonами и iPadами. Людей сдают их же друзья".
"Чтобы была хорошая фотография, нужно приложить усилия. Когда вы посмотрите на многие фотографии, становится жутко: это что? Фотографии начинают напоминать фотообои, которые будут хорошо висеть в спальне или в коридоре. Это как в былые времена фотографии в газете: "слушай, у нас тут дырка в колоночке, у тебя чего-нибудь есть вертикальное?". Сейчас девочки накупили фотоаппаратов, приходят, чего-то толкутся. Сайтов полно, газет тоже, туда они все и сливают, толкают".
"Я на фоне баннеров вообще не снимаю. Приезжаю недавно на Лагерфельдовскую выставку, мне говорят, снимаем на фоне черного жакета. Я говорю: "нет, только за деньги". Начинаю туда-сюда лезть, подходит охрана, а я им: "спасибо, лучше не придумать". Приехали почетные гости, Ванесса Паради и ее как-раз начинают закрывать руками. Отличный кадр получился".
"Ребят, случайно поймать очень тяжело! Я был в Аспене на рождество, туда приезжают американские звезды. Там пять точек катания, ты должен знать, в какой точке они появятся. Агентство, которое работает с вип-персоной, звездой, сопровождает ее и скидывает, где она будет появляться. Им это нужно, это имидж. Попробуйте найти просто так: люди в шлеме, в очках, еще и шарфом замотаются…"
"Есть люди, которые так фотомонтаж освоили, что дай им стакан, а они из него Эйфелеву башню сделают. Я только рад, но это уже не фотография, это компьютерное творчество. Нажал, фильтр повесил и вперед".
"Я себя хорошим фотографом не считаю, так, более-менее… Сколько людей у нас играет в футбол? А сколько из них очень хорошо играют в футбол? Или хоккей или прыжки в высоту… Все вроде легкоатлеты, а рекорды бьют единицы. Так же и в фотографии, все с фотоаппаратами, а из них фотографы - единицы".
"Флаг в руки тем, кто считает что уже всего сам научился, я вот до сих пор не научился. Лучше быть правильным фотографом, чем хорошим".