Деньги и самолеты. Сколько стоит применение дальней авиации в Сирии.

Aug 10, 2016 13:01



mir_mag в Деньги и самолеты.

Давно собирался написать на эту тему , но, наконец, созрел повод.
Итак. Эффективно или нет гонять в Сирию Ту-22МЗ да еще с неполной загрузкой ?

Разложу соображения на несколько пунктов.

image Click to view



1. Самое главное с чего следует начинать, но что частенько воспринимается как пропаганда.
Вопрос главный - выполнение боевой задачи. Если стоит задача уничтожить объекты, то их надо уничтожить. Это основной показатель эффективности. Нет поражения - нет эффективности.


Вероятность выполнения боевой задачи задача вполне математическая и, не побоюсь этого слова, статистическая.

Сам по себе способ посыпать противника бомбами с большой высоты применялся давно, но ввиду как раз низкой вероятности требовал армады "летающих крепостей" и прочих Б-52.

Изюминка в том, что на нынешних доработанных Тушках установлена по сути копеечная система "Гефест", которая на порядок увеличила точность наведения на цель, причем с учетом всяческих метеоусловий и пожеланий наземников. При этом современная Тушка, являясь старой надежной платформой, стала элементом сетецентрической войны. Это важный момент из которого следуют последующие выводы.

Подробнее о "Гефесте" можно почитать здесь.
А пока отмечу, что для озабоченных эффективностью применения Ту-22М3 граждан Министерство Обороны предоставляет качественное видео поражения целей. (Вверху материала)

2. Следующим критерием эффективности является показатель затрат на выполнение боевой задачи.

Стоимость выполнения можно разложить на 2 больших составляющие - стоимость боеприпасов и стоимость эксплуатации техники (включая стоимость работы экипажей, технического персонала, расходы на ГСМ и т.д.)

Начнем с боеприпасов.
Мне встречались цифры, что во время Великой отечественной более половины расходов составили расходы именно на боеприпасы.

В нашем случае Ту-22М3 использует неуправляемые авиабомбы различных калибров, которые произведены давно, имеют сроки хранения и подлежат утилизации по истечении этих сроков. Т.е. получается, что по сути имеем плюс , экономя на этой самой утилизации, по основной статье расходов.
Опять же, вспоминая о "Гефесте ", ФАБы расходуются экономно, уменьшая расходы будущих периодов.

Похожий пример - применение главного калибра (406 мм) линкора "Миссури" в Ираке в 1991. Стоимость таких снарядов близка к нулю. Резюмируя, стоимость используемых бомб скорее величина мнимая.

Далее по эксплуатационным расходам .

Эксплуатация дело недешевое - факт. Керосин, ресурс техники  - всё несомненно стоит денег. Но. Остановлюсь чуть подробнее на том, как живут авиаполки в мирное время.

Вся жизнь авиаполка - это подготовка к выполнению боевой задачи в случае Приказа. Для этого масса персонала занимается обслуживанием авиатехники.

В эскадрилье дальников в мою бытность было более 100 человек технического состава. А эскадрилий - три.
Далее стоит добавить к трем эскадрильям в полку - всяческие ТЭЧ ( специальное подразделение , которое занимается более углубленным периодическим обслуживанием - регламентными работами ), АПЛ (это отдельно для обслуживания управляемых ракет ) и прочих батальонов обслуживания (наземные машины, аэродром) и рот охраны. К этому количеству людей добавляем собственно летные экипажи.
Это человек по 40 - 50 в каждой эскадрилье --- в управлении, диспетчера, инженеры, объективщики и т.д. и т.п.

Описываю старые советские стандарты (военных тайн не выдаю) , но суть и количество , думаю, не сильно поменялось. И вот всему этому количеству народа - есть работа, нет работы - заплати, накорми. (Ах, какие прекрасные столовые в авиаполках! ) и одень в нагольные полушубки и кожаные куртки. Да про жилье не забудь. Поэтому расходов тьма, хотелось бы отдачи.

А отдача возможна при натренированности летных экипажей.

Опять же, возвращаясь во времена СССР средний годовой налет на пилота составлял 100 часов. Минимум 70. Программы подготовки летчиков, налетов на классность, ввод в строй после перерывов, всё это структурировано и требует одного - полетов. Полетов по кругу в районе аэродромов в простых и сложных метеоусловиях, полетов в зоне (это чуть побольше круг), полеты на маршруты от 2 до 5 часов .
Весь механизм авиаполка крутится именно вокруг главного вопроса - обученности и готовности к моменту "Х", который может наступить в любой момент. Раньше это называлось "постоянная боевая готовность". Как сейчас - не знаю. Но, думаю, суть не поменялась .

Резюмируя видим простую вещь. Всё происходит в рамках бюджета МО на поддержание постоянной боевой готовности Дальней Авиации. Керосин жечь приходится по любому.
(Спирт , кстати, тоже расходовать - на Ту-22М3 было 50 литров СВС в Прицельно навигационном комплексе и 10 литров в каждой балке ракеты Х-22).
И в данном контексте полеты в Сирию вполне себе упражнение - "полет на маршрут в составе строя" (летчики пусть меня поправят). Из дополнительных затрат - разве что командировочные персоналу и летному составу при работе с аэродромов подскока. Да и то все это, в рамках учений, так мне кажется.

Грубо говоря, стоимость именно военной операции Дальней авиации в Сирии вполне можно считать близкой к нулю.



Что имеем в итоге ?

3. На самом деле армия - это вполне себе постоянно развивающаяся система. И как то незаметно в применении Российской армии произошли революционные изменения.

Поясню. Управление боевыми действиями вышло на качественно иной уровень по сравнению с СССР.

Все эти , ласкающие слух С-400, "Хибины", "Гефесты" объединили в единое поле боя воздух, сушу и море не на словах, а на деле. Процессы эти достаточно трудоемкие и требующие для внедрения массы усилий и тех, кто это придумывает (проектировщиков, производителей) и тех , кто исполняет (командный состав, исполнители). Для внедрения новшеств в СССР проводилось масса исследовательских учений. Обыденная ныне вещь - освоение ракетного комплекса Х-15, вопросы переоборудования Ту-22М3 из ракетного варианта в бомбовый и обратно, - это дни и ночи на аэродроме, красные глаза и периодически орущие командиры.

Сирийский вариант в этом ключе - полигон в реальных условиях для отработки взаимодействия разных видов вооруженных сил.
Если честно, до меня только сейчас доходит смысл слияния ПВО, ВВС, КС в единые ВКС. Вопросы управления - главнейшие вопросы. Вот и отрабатываем.

Притом не стоит думать,что у басмачей нет ПВО, и все это игра. Как раз это такой ТВД (театр военных действий) , где играют все потенциальные противники и РЭБовские и разведвойны (речь идет в данном контексте о технической разведке) идут не переставая , выявляются сильные и слабые места как потенциальных противников, так и собственные.

4. Про количество бомб на борту плюс почему 6 самолетов на каждый вылет .

Ту-22МЗ действует по Сирии на пределе своего боевого радиуса. Боевой радиус - это расстояние , когда самолет летит, прорывая ПВО, исполняет боевую задачу и двигается обратно. У Бикфайера (Ту-22М3) он в районе 2400 км. Это значит , что бомбовая нагрузка возможна только неполная . При том , что в полной на наружных подвесках висит , к примеру 36 ФАБ-250, а всего 69 авиабомб.



Наружные подвески видны на фото. Что такое наружная подвеска - это сопротивление воздуха и, как следствие , уменьшение радиуса.
На учениях вешали такой виноград. Зрелище внушительное. В реале достаточно внутренней подвески, особенно , вспоминая наличие "Гефеста". В итоге в результате одного вылета шести Ту-22М3 имеем около 40 тонн бомб, не уступающих корректируемым. В реале это достаточно серьезные цифры.

Еще одна причина ограничения - максимально допустимый посадочный вес. Поэтому вы вряд ли найдете, к примеру , фотографии Ту-22М3 с тремя ракетами Х-22, хотя технические данные позволяют это. Ибо с тремя (это 15 тонн) сесть не представлялось возможным.
С бомбами такая же странность. В случае изменения или снятия боевой задачи, неисправности самолета, к примеру, в районе аэродрома взлета возникает вопрос - куда деть излишек ? Сыпать на головы согражданам ? Это не наш метод. Думаю, тонн 6-8, это оптимальные цифры.

Почему 6 машин? Цифра, так думаю, связана с применением в составе (подразделения) эскадрильи. В эскадрилье - 10 самолетов. Согласно норм исправных самолетов должно быть что то около 85 % (НИАС - 78). Грубо 8. На вылет - пара запасных. Итого 6 - два отряда. Опять же стандартно для учебных полетов во времена СССР . Интересно было бы посмотреть на вылет в составе полка. Но это - отдельное действо и, думаю, что в Сирии попросту таких целей нет.
Поживем увидим.

Вот кратенько и всё.

Краткий вывод, что эффективность применения Ту-22М3 высокая, решаемые задачи гораздо шире борьбы с басмачами, хотя именно вокруг этой задачи и происходят все действия.

Да и еще важное. Сегодня частенько, когда говорят о пропагандистском эффекте от применения дальников, мнения носят негативный оттенок. Мое мнение - информационная война - это один из слоев ведения войны и Ту-22М3 в ней эффективное оружие. Министерство обороны многому научилось тому, чего во времена СССР не было или было не столь эффективным.

И это тоже обнадеживает .

Материал написан в результате прочтения http://flackelf.livejournal.com/728265.html?view=25390025#t25390025 и комментариев. Картинка и видео оттуда. Спасибо участникам.

авиация, Сирия

Previous post Next post
Up