Цепочка в дебрях интернета

Feb 13, 2017 23:45

Заскочил к Кассаду было в блог.
Крайней статьей у него висела Забытый подвиг сибиряка Небольсина о подвиге челюскинцах.
Но чиркнув взглядом первый абзац, я ушел в своем чтиве совсем в сторону, так и не прочитав сам пост Колонеля)))



Вот что у меня вышло.

Шаг 1. Сперва я задался вопросом - челюскинцы, челюскинцы... Мы все о них знаем.
Но вот кто такой сам Челюскин, именем которого назван пароход?

Шаг 2. Почитав об Семене Ивановиче Челюскине, русском полярном мореплавателе 18 века, почитал все-таки об экспедиции полярников 1933/34 гг и про летчиков, спасавших их.

Почитал про Каманина, бывшего одним из тех летчиков.
В ВОВ он потом командовал авиационными корпусами. Сам совершил 21 вылет на штурмовике Ил-2.
Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2 - его звезда.

Каманин справа


Шаг 3. Переключился на Героев Советского Союза.
Подробности о этой награде знаю много. Но вот как-то уплывала от внимания судьба первых дважды Геров (чуть не написал двукратных))) Советского Союза.



- С. И. Грицевец
- Г. П. Кравченко
- Я. В. Смушкевич

Всех объединяет одно - они все прожили потом короткую жизнь.

Грицевец - погиб в сентябре 1939 в авиапроисшествии. Читал про него еще в школе в средних классах, но не помню, чтобы обстоятельства его гибели там тогда описывались.

Смушкевич - расстрелян в октябре 1941. Но о его судьбе как раз таки многие наслышаны.

Зато мало кто знает о Краченко. Участник японо-китайская войны, боев на Халхин-Голе, Советско-финской войны, Великой Отечественной войны. Погиб в феврале 1943 года. Даже руководя авиадивизиями, генерал - лейтенант Г. П. Кравченко часто летал ведущим групп, лично принимал участие в воздушных боях. В последнем своем бою сбил Фоке-Вульф, но и сам был подбит. Выпрыгнул, но парашют не раскрылся. Вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком...

Интересным фактом для меня стало то, что нумерация вручаемых повторно Медалей «Золотая Звезда» шло отдельно, для вручаемых в третий раз тоже отдельно (для вручаемых в четвертый я так понимаю аналогично, но не нашел в источниках).

Шаг 4. Решил почитать об истории Ордене Ленина, который вручается вместе с Медалью Героя
Интересным фактом было то, что первый вариант ордена (1930-32) носил уж совсем невзрачный и страшненький вид)))



Шаг 5. Далее заинтересовался кавалерами этого ордена. Два человека получили эту награду по 11 раз!!!

Если Устинова, еще сталинского Наркома, Министра обороны СССР 1976-84 знают почти все



То имя-фамилию второго --- Николай Патоличев, я узнал впервые



Естественно начал интересоваться, что за он.
А он партийный функционер, во время войны секретарь обкомов. Под его руководством к началу Великой Отечественной войны был налажен серийный выпуск важного мотора М-105 для военной авиации. Налажено производство танков в Челябинске. 60 % средних танков и 100 % тяжелых дала именно Уральская промышленность. В Челябинске находилось 5 наркоматов. И всем этим хозяйством разруливал Патоличев.
После войны он затем 27 лет руководил министерством внешней торговли.

Шаг 6. Учитывая, что про М-105 часто встречал в военной литературе, но никогда не читал про историю его создания, углубился в эту тему.

Модификации этого двигателя использовались на всей линейке истребителях Як, использовались на бомбардировщиках. Короче - являлись крыльями половины боевой авиации Союза в ВОВ.

Шаг 7. Освежил в голове информацию о семействе истребителей Як и всех его модификациях.
С интересом (перечитал ранее читанное) воспоминания летчиков, сражавшихся на этом самолете.

Тема для обсуждения спорная, но все-таки этот самолет был самым непревзойденным в ту войну для сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков и для маловысотных (до 2000 метров) боев. Но Як-3 наверное самый лучший самолет для действий на линии фронта (если закрыть глаза на относительно небольшие у него баки горючего).

Среди тех самолетов, что обладали более универсальными свойствами, лучшими были, на мой взгляд последние Мессеры и Ла-7. Для высотного воздушного боя на и сопровождения на дальние расстояния бомбардировщиков лучше приспособлены Мустанги. Но опять таки, тут много на любителя и можно долго спорить.

Як-3


П.С.
Вот так от полярного мореплавателя (аж 18 века) Челюскина я по цепочке добрался истребителей второй мировой.

А вообще эти цепочки сдучаются разные:
- от погоды на улице непонятным образом через несколько последовательных тем разговариваешь почему-то калибрах танковых орудий;
- или начинаешь искать новости астрономии и (опять таки последовательно) заканчиваешь поиском информации откуда пошли Габсбурги.

Интересная вещь человеческие рассуждения и ассоциации, которые уводят нас далеко от изначального)))

история, авиация

Previous post Next post
Up