May 02, 2018 20:42
Внимай себе всегда, т. е. рассуждай сама с собой в уме непроизносимым вслух словом: «То, о чём я думаю и помышляю - на славу ли это Божию? Если я иду куда-то, или говорю с кем-то - будет ли душа моя в этих встречах созидаться или нет?»
Прп. Василий Площанский.
Leave a comment
Резюме: помысел - это мысль, пришедшая извне, мысль - это продукт собственного рассудка (мысль не приходит, а рождается). Но при обыденном словоупотреблении - это всё может не различаться даже у христианских авторов.
Reply
Думаю, действительно, это разные сущности. Полагаю, что мысли - продукт человеческого рассудка в форме разговора. Они бывают только свои.
Помыслы - продукт, либо воздействия ангелов, либо бесов, либо свои. Помыслы воспринимаются сердцем (если свои, могут возникать и из-за собственных мыслей), и по реакции, ощущении в сердце достаточно легко, при наличии навыка, определяются откуда они. Это, по большей части, виды, образы, ощущения и они не вербальны, но становятся такими при переходе в мысли, т.е. мысли в голове появляются в результате воздействия помыслов в сердце (как плод-помысел и родившийся из него ребенок-мысль). Если сердце злое, то помыслы обычно превращаются в злые мысли, даже если помысел от ангела, а если сердце доброе, то даже злой помысел от беса, может вызывать добрые мысли, или человек его отбрасывает как ненужный мусор.
Вот, например, церковно-славянский текст имеет очень много помысловых (притчевых) составляющих, в то время, как современный перевод их уже не содержит, но только мысли. Притчевое сознание - помысловое, а прямой текст - мысли. Поэтому притчи так и называются притчами, что надо, получив этот помысел, притещи к смыслу, т.е. получить из помысла мысль. Оттого Христос часто говорил притчами, ибо это проверка на внутренние связи между помыслами и мыслями: какие вы люди, такие и мысли будут у вас - злые или добрые.
Впрочем, могу и ошибаться.
Reply
Leave a comment