Jan 27, 2008 21:06
Вопрос, который я попытаюсь сейчас вынести в ЖЖ, возник сначала в офисной беседе, потом продолжился в домашней кухонной, но так и остался для меня нерешённым. Состоит он в том, почему сейчас в России исчезла серьёзная художественная литература, исчезла как явление жизни. Куда исчезли писатели, которых можно было назвать властителями умов, каждое новое произведение которых с нетерпением ждали бы, а затем обсуждали бы на кухнях, в курилках, за праздничными столами? Эта литература исчезла настолько, что я сегодня на 90% читаю только классиков, писавших от 50 до 150 лет назад. Нельзя сказать, что нет сейчас писателей, которые читались бы широко. Но всё это относится к индустрии развлечения, не более того. И нельзя сказать, что сейчас совсем нет хороших писателей. Но они или не издаются широко, или книги перестали широко обсуждаться в интеллигентных кругах. Поэтому я и говорю не об исчезновении хорошей литературы вообще, а об исчезновении её как социального явления.
Первое объяснение, которое приходит на ум - рынок и его законы. Издатель не хочет рисковать, он бьёт наверняка, издавая развлекательную литературу огромными тиражами. Да, это так. Причём причина и следствие запутываются в кольцо типа "курицы и яйца". Читатель перестраивается на то, что раскручивает издатель. А издатель требует от писателей то, на что уже подсел читатель. И, видимо, не принимает ничего другого.
Казалось бы, ответ найден. Но разве в XIX и начале XX века законы рынка не действовали? Почему же, судя по мемуарам, публика с нетерпением ожидала каждое новое произведение Толстого и Достоевского? Почему их тогда охотно издавали и переиздавали? Да и имён, которые властвовали над умами, было не перечесть. Кроме названных титанов, это и Куприн, и Лесков, и Чехов и... даже перечислять утомительно.
Другое объяснение, возникшее в ходе домашнего обсуждения, - исчезновение толстых литературных журналов. Я говорю об исчезновении не буквальном, а об исчезновении как явления. Ведь ещё недавно, в советское время, именно эти журналы и были полигоном для отбора интеллигенцией серьёзной литературы. Кстати, как явление такие журналы существовали и в XIX веке.
Третья мысль, которая мне тоже показалась интересной, - информационное перенасыщение. Книга утеряла свою информационную уникальность. Люди стали меньше читать вообще. Мультимедийные потоки изменили нашу жизнь: десятки каналов телевидения, фильмы на дисках, компьютерные игры, блоги, да и интернет как информационное поле вообще.
Обяснений много, но ощущения, что они дают полный ответ на мой вопрос, нет. Ведь не один же я такой, кто читает (пусть и через наушники) русскую классику и кто был не против читать соизмеримую по силе слова классику современную. Но развлекательные куры будут и дальше нести лишь развлекательные яйца, а из развлекательных яиц будут вылупляться лишь развлекательные куры.