Дэвис Робертсон. Дептфорская триллогия
Читала эту трилогию давно, лет 15 назад. И единственное воспоминание о ней - понравилась. Решила сравнить ощущения, заодно вспомнить сюжет (сейчас почему-то понравилось меньше). Трое друзей пересекаются в каждой книге. Но в каждой книге на первое место выходит лишь один, а прочитав все три в голове собирается полная картина. В жизнь такое редко удается собрать. Обычно известна только своя историю и видимая часть историй людей, с которыми общаешься.
Пятый персонаж
В далеком Дептфорте двое ребят играли в снежки, один увернулся, а снежок попал в голову женщины, из-за чего разум ее помутился (снежок был с сюрпризом). Данстэбль Рамзи был тем, кто увернулся и пронес через всю жизнь вину за это. Ни война, ни оставленная там нога не смогли смягчить его чувство вины. А вот кинувший снежок Дэвид Стонтон делает вид, что и не было этого, строит карьеру, становится миллионером и политиком. Женщина была беременна и в тот же день родила мальчика Пола. Данстэбль в детстве играл с ним и, в том числе, учил его фокусам и это не прошло бесследно.
Мантикора
Формально главный герой этой части - сын Дэвида Стонтона, убитого в первой части. Он отправляется на психотерапию в Цюрих, где вспоминает своего отца, мать, детство и прочее взросление. А в конце едет и встречается с Данстэблем Рамзи и девушкой, исполнявшей роль говорящей головы в цирке. Именно ей он когда-то задал вопрос, кто убил его отца, и именно она дала странный ответ, после которого пришлось поехать в Цюрих.
Мир чудес
Подробная жизнь мальчика Пола, родившегося в ту ночь, когда был брошен снежок в первой книге. Пол пропал из города в 10 лет, и никто не знал куда. Оказывается, он уехал с цирком и нельзя сказать, что по своей воле. Большая часть книги рассказывает про три больших этапа жизни Пола: цирк, театр и работа в музее во время войны.
Кадзуо Исигуро. Художник зыбкого мира
Интересную тему коллективной и индивидуальной памяти поднял Исигуро. Впрочем, с ним это не первый раз случается. Немного рваный сюжет скачет между настоящим и прошлым. В настоящем главному герою надо выдать замуж еще одну дочь (а по японским обычаям семьи должны сначала друг друга проверить, а уж потом встречаться), а прошлое может этому помешать.
Название отлично передает одну из главных мыслей. Мир зыбок. Та реальность, в которой мы живем сейчас и то, во что искренне верим сейчас, через 20 лет может для кого-то уже быть совсем другой реальность, а свои убеждения 20-летней давности вообще лучше бы скрывать в приличном обществе. Демонстрацию этой идеи нам сейчас активно показывают. Но главный герой, а с ним и автор задают вопрос: даже если ты думал не так, как сейчас принято, но искренне верил, что это правда, неужели надо скрывать и бояться последствий? Может лучше честно говорить о том, что было и что сейчас, обладая другой информацией, ты уже думаешь иначе, но от себя не отгораживаешься?
Хайес Сэм. Моя чужая дочь
Три сюжетные линии от лица трех разных героев, которые в конце встречаются. Я прочитала это исключительно как запутанную историю и меня интересовала развязка. Наверное, если делать анализ произведения, то много к чему можно придраться, но не хочется тратить на это время. Запутано нормально, читать интересно. О многом читатель догадывается сам в процессе, но кое-что всплывает неожиданно почти из ниоткуда. Параллельно с детективной линией, автор затронула вполне актуальные вопросы насилия детей, реакций родителей и вообще воспитания, послеродовых проблем (депрессия и не только). Потому что большинства проблем одной из героинь легко можно было избежать.
Главные герои: женщина, из машины которой украли двухмесячного ребенка. Прошло 13 лет, ее жизнь изменилась.
Есть счастливая супружеская пара с ребенком. Они поженились недавно, но обоим супругам дан голос, и они рассказывают свои истории читателям. А друг другу не могут.
Водолазкин Евгений. Сестра четырех
Короткая пьеса на злобу дня. Шаблонные персонажи-функции, извечный разговор под бутылку водки, только медсестра повеселила.
Стрёкнес Мортен А. Времена моря
Как люди поплыли охотиться в норвежский фьорд на акулу, параллельно рассказывая всё, что приходит в голову. Прям, что вижу, о том и пою (о природе, животном мире, маяках и т.п.). Много любопытных сведений о море и его обитателях. Интересно и познавательно, но мне совсем не попало в настроение.
Натт-о-Даг Никлас. 1793. История одного убийства
Странный детектив. Много боли и страдания практически у всех героев ради ничего. Зарождение попытки выслушать мнение обвиняемого во время расследования и судебного процесса. При этом, скорее не очень удачной.