Много букв про новогодние праздники. Зато не очень много фото, потому что большую часть времени дальше вытянутой руки видно было плохо:)
Очень долго думали, куда поехать на Новый год. Так долго, что везде билеты/гостиницы уже позаканчивались по нормальным ценам. Народ хотел сноуборд, фрирайд и небольшую пользу в виде обучения (лавинное снаряжение и т.п.). Фрирайд с гидом в России выходит намного дешевле, чем в Европе, независимо от курса валюты (все остальное на новый год в России не сильно дешевле, разве что еда в ресторанах).
Практически без выбора мне осталось только согласиться на Приэльбрусье (каталка на Чегете и Эльбрусе).
Две вершины Эльбруса
С фрирайдом у меня не очень, о чем мы честно сказали менеджеру Альпиндустрии (через них искали гида). После долгих переговоров и обсуждений вариантов сошлись на том, что ребята оплачивают все в Москве, а про меня (катаюсь я с группой или нет) решать будет гид на месте. Но обещали, что всю обучающая часть по лавинному снаряжению и т.п. я пройти смогу в любом случае, также, возможно, я покатаюсь пару дней с отдельным инструктором, а потом меня возьмут в группу. Оплатить все можно будет на месте.
Так было на словах, а на деле, вышло иначе: в группу я бы не попала, похоже, ни при каком раскладе: гиду про меня не сообщили (хотя мы много раз уточняли этот момент), а группа заранее оплативших итак была больше обещанных 5-6 человек - 7. Причем выяснилось все это не сразу. Первые пару дней, пока вся группа не собралась, я все же с гидом покаталась, поучаствовала в поиске биперов, послушала лекцию по снегообразованию. А когда на третий день утром созванивались с гидом, чтобы решить, во сколько и куда идем кататься (зависит от погоды) тут он нам и говорит, что мальчики пусть подходят к 10, а Олеся все «пока-пока», пусть едет на Эльбрусе катается сама, в группе будет много народу все оставшееся время (на Чегете без гида делать нечего). Ну, в теории мы были готовы, что я не буду кататься, но почему нельзя было сказать это в предыдущий вечер?! Мы бы, может, обсудили, что он посоветует и все такое. Ну и еще поясню: это не то, что в Альпах, мальчики ушли кататься с гидом, Олеся пошла на нужный подъемник и никаких проблем, а чтобы уехать кататься на Эльбрус в новогодние праздники (в другое время, скорее всего тоже не очень сложно), надо заранее решить, как доехать до той поляны (ехать от нас 10 мин), но машину заказать в это время нереально, что там с газелями, собирающими людей на поляне за 50 руб при таком ажиотаже - большой вопрос, а главное - очередь за ски-пассом, если не хотите провести в ней пару часов, то надо приехать хотя бы в 9, а-то и пораньше, а уж не как ни в 10 и позже (как вышло бы у меня). Т.е. в этот день кататься раньше обеда я бы не начала. Ну и бонусом, часть оставшихся дней мне надо вставать раньше ребят, завтракать одной и бегом (потому что раньше 8 не кормят, а я на 8:40 заказывала машину, ребята же только в это время вставали). Также при этом раскладе поучаствовать в их обучении я бы не смогла, т.к. катаюсь на другой горе. Правда, их больше ничему и не учили, хотя обещали.
Теперь подробнее про саму каталку.
1 января 2016 г.
Такси-Аэропорт-Трансфер-Гостиница.
Водитель трансфера от гостиницы несколько раз подчеркнул, что его просто попросили, а так он вообще никогда не таксует, ненавидит это и больше не будет никогда. Поэтому обратно мы поехали не с ним:)
Рассказывал про о ситуации в регионе и, возможно, про что-то еще, но я это проспала.
2-3 января 2016 г.
Встретились с гидом, поднялись наверх, тестово скатились, меня оставили раскататься и забрали с собой после обеда. На следующий день я тоже каталась с ребятами. Кроме нас в этот день был еще один человек. Вечером послушали лекцию про разные виды снега и лавинообразование.
Трасс на Чегете нет. То, что можно с натяжкой назвать этим словом (и то, что обозначено на карте) - страх и ужас, а в условиях не очень хорошей видимости не всегда понятно, куда ехать. Т.е. на эту гору есть смысл подниматься только ради фрирайда (и только с гидом).
Это был холодный и последний солнечный день. Ненадолго солнце вылезет до нашего отъезда всего лишь раз. Все остальное время будет идти снег, которого к новому году было еще мало, и потеплеет.
Река не замерзла, снега мало, в феврале по ней катаются:)
4 января 2016 г.
С утра нам сказали, что я больше не катаюсь, и я что-то расстроилась. Ребята тоже не пошли кататься в этот день. Мы набрали телефонов такси, нашли горячие источники, забронировали там себе мини-бассейн на вечер. По пути заехали в долину Нарзанов оздоровиться: недалеко от поляны Чегет бьют ключи, вход на территорию бесплатный, можно набирать Нарзан в любые емкости. В общем, отдохнули.
Источники вот эти
http://www.geduko.com/ По дороге к источникам
5-6 января 2016 г.
На следующее утро я заказала себе такси (туда ездила на такси, обратно на «маршрутке»), постояла минут 35 в очереди за ски-пассом, и укатила на верхнюю очередь подъемника (как раз за несколько дней до этого открыли участок с 3500 до 3850 м). Работающая трасса была одна, еще одна, идущая не с самого верху, закрыта (но там неплохие поля для тренировки траверсов и катания по пухляку). В целом, прямо скажем, тоска. Но покаталась часов 5, и даже почти не стояла в очередях (на верхней очереди никто не катается, видимость там в снег не очень:)).
На следующий день обещали единственный возможный солнечный день, поэтому я планировала покататься и хоть что-нибудь пофотографировать. В итоге каталась с 9 и почти до 16 без перерыва. Пофотографировать удалось лишь в последние пару часов.
Забавно получилось с хотевшим содрать с меня больше денег таксистом. Заказала такси, стоимость за нужное мне расстояние 150-200 руб в зависимости от времени. Оператор назвал стоимость 200 р. Таксист сразу, как подъехал, вместо «здравствуйте» сказал, что вообще стоимость 300 руб за это расстояние.
- Да не вопрос, говорю я, - сейчас позвоним оператору - уточним.
- Не надо звонить, я итак отвезу, раз вам сказали, что 200, но вообще за 200 никто не возит, не понятно, почему вам так сказали.
- Ну как же не возят, когда возят. А за 300 я себе целую газель заказать могу.
В общем, он несколько минут пытался сокрушаться, что кто-то ошибся, но ладно, меня он так и быть за 200 руб отвезет, я особо не слушала, только сказала, что некоторые и за 150 возят.
В итоге, когда доехали, я отдала 200 руб (стоимость, которую мне назвал оператор), а он мне 50 руб сдачи. Я отказалась, но он сказал, что не обеднеет, да и вообще, я на отдыхе, поэтому пусть отдых будет приятным. Я не возражаю, пусть будет:)
В ожидании такси фотографирую елки
7-9 января 2016 г.
А на следующий день у меня был заказан инструктор.
С его поиском тоже было «забавно». Менеджер в Альпиндустрии нам сразу дала контакт инструктора, если вдруг понадобится мне первые пару дней потренироваться, при этом прокомментировала, что она ставит технику тем, кто уже катается. Инструктор же мне сказала, что на сноуборде только новичков учит и что вообще ей не хочется с лыж на доску переобуваться, но дала телефоны трех других инструкторов. Первому я не дозвонилась, и, как выяснилось позже, мне повезло: рассказали, что если ты катаешься не той ногой вперед, он начинает переучивать, а также меняет стойку. Договорилась со вторым из списка.
Все в лучших традициях. Назначила встречу на 9 у подъемника, сначала телефон не отвечает, потом он говорит, что задерживается минут на 40 - скатись пока по нижней трассе - это минут 15-20 вместе с подъемом, говорю, что нет, пойду кататься наверх, будешь садиться на подъемник - позвони. Позвонил. В 11 утра. Встретились, проехали пару трасс, он говорит - у меня дела, через час вернусь. Вернулся через 2 с лишним. Ну еще пару раз скатились, тут уже и всю канатку из-за погоды закрыли (правда, я итак, домой собиралась). Очень теплый день. Внизу (на 2000 м) плюсовая температура, на дороге река течет.
Оставалось еще два дня катания, с одной стороны хотелось провести их с толком, с другой, искать другого инструктора было не ясно как, да и кто даст гарантию, что он будет лучше. В общем, я решила забить и пустить все на самотек, сказала уже найденному, что я тут катаюсь с 9:00, будет время - звони. И он даже два дня подряд звонил, и мы суммарно еще почти 6 часов накатали и даже не могу сказать, что бесполезно: немного фрирайда на Эльбрусе мне все же досталось.
Но вообще, я столько по телефону в жизни никогда не звонила, сколько мне пришлось в эти праздники: заказать такси, спросить, где, черт побери, мое такси, договориться с инструктором, узнать, где, черт возьми, инструктор, и так по кругу. Также активно развивала навык small talkов на подъемнике (когда закончилась аудиокнижка).:)
В ночь с 9 на 10 января мы погрузились в газель и через 2,5 часа были в аэропорту Мин.Вод. Сдали вещи, погрузились в самолет, я сразу заснула под рассказы бортпроводников о поведении в аварийной ситуации. Через некоторое время меня разбудили: прошло 45 минут, а в окно я видела все тот же аэропорт Мин.Вод. Оказалось, что надо еще и выходить: после того, как я заснула, кто-то из пассажиров решил выйти. Ну а это значит, что будут искать и доставать его багаж, а также делать полную проверку самолета, а мы все с вещами на выход. В итоге улетели с двухчасовой задержкой.
Резюме. Если ехать в Приэльбрусье, то пока только за фрирайдом: гиды доступнее, чем в Европе, покататься есть где, места, в целом, отличные и на Эльбрусе, и на Чегете. В феврале-марте еще должно быть намного больше снега. Т.е. ребята покатались хорошо, я - бывало и лучше. По мелочи еще есть разные вещи, которые в Альпах, например, не вызывают проблем, а здесь немного раздражают, но, в целом, я думала, что будет хуже.
Подробнее про инфраструктуру:
Подъемники на Чегете открытые с неудобными бумажными ски-пассами, которые надо каждый раз показывать, на Эльбрусе новая канатка полностью закрытая, ски-пассы электронные. Также действует и старая канатка, идет до 3500 м, ски-пасс на нее отдельный и тоже бумажный. Перемещаться между двумя полянами хоть и не сложно (такси или газель, которая ждет полного заполнения и тогда едет), но иногда утомительно, плюс проход от/до газели до подъемника по грязной автомобильной дороге, где на тебя то машина выедет, то инкассаторская машина на всей скорости несется, т.к. иначе заехать в гору не может. Пешеходной дорожки нет.
На Чегете трассы никак не готовят, на Эльбрусе работает ратрак. Говорят, есть большие планы по расширению зоны катания на Эльбрусе.
Если вы планируете кататься на конкретной горе, то жить удобно рядом с ней: либо на Поляне Чегет, либо на поляне Азау (Эльбрус), расстояние между ними 5 км, также между ними есть небольшой поселок Терскол, там тоже имеются гостиницы, а также там можно снять квартиру. Между этими точками точно нет особых проблем с перемещением. Есть и более отдаленные места для проживания, туда маршрутки тоже возят людей, но иногда не хотят ехать, например, ради 1 человека или хотят с него денег побольше. У некоторых отелей есть свой трансфер, но часто в определенное время. Многие приезжают на своих машинах, стоянки есть на обеих полянах (не знаю, насколько там хватает мест, но в снегопад лучше иметь машину повыше, потому что парковку, похоже, никто не чистит, можно случайно не выехать или не заехать).
Слева внизу видно парковку у поляны Азау.
В отеле на каталке лично мне жить оказалось не удобно (раньше мы всегда жили в апартаментах), преимущественно из-за завтраков (их времени и отсутствия выбора, как в нашем, например). Правда, в магазинах не так много продуктов, чтобы готовить самим (по крайне мере на Чегете), хотя уж овсяную кашу и яйца сварить всегда можно (и я точно это сделаю лучше, чем в ресторане при нашем отеле). Завтракать еще можно в кафе, но они открываются тогда же, когда уже обычно начинается каталка. Да и не очень удобно долго находиться в помещении в катальной одежде. Но для тех, кто по утрам не спешит - найти завтрак не будет большой проблемой.
С едой все неплохо: цены в ресторанах приемлемые, меню довольно стандартное везде, цены тоже похожи (разница процентов 10), вкусно, хоть и некоторые блюда излишне жирные, как по мне. Правда, я на Эльбрусе ни разу не ела, только на поляне Чегет (днем каталась без обеда).
Цены: супы 150-250 руб, шашлык - 300-350 руб, блюда из курицы и всякие разные бризоли и т.п. - 200 руб, другое мясо чуть дороже, хичин (лепешка с сыром и картошкой или сыром и зеленью, еще бывает с мясом, но уже больше на мясной пирог похоже) - 60-100 руб за лепешку диаметром 30 см, стейк из семги около 400 руб, чай, вода - 30-50 руб, салаты - 200 руб, десерты - 60-120 руб, блюда на завтрак (каши, яичницы и т.п.) в среднем около 100-120 руб. Обслуживают часто не быстро, иногда про что-то забывают (явно нет системы в работе официантов, готовые напитки вроде воды могут принести позже еды).
Туалеты на Чегете только внизу и платные 10 и 20 руб (бесплатных туалетов нет, во многих кафе и ресторанах тоже нет (!), я видела только в одном), на Эльбрусе туалеты есть на всех очередях - 30 руб (3 очередь), в кафе внизу тоже встречаются.
На поляне Чегет пара очень маленьких продуктовых магазинов и небольшой рынок. Все в 1 минуте ходьбы друг от друга. На поляне Азау (Эльбрус) и Терсколе есть магазины побольше, рынок тоже имеется.
Поляна Чегет
Стоимость поездки на Новый год (в другое время цены значительно ниже) в расчете на 3-х человек:
Перелет Москва-Минеральные воды-Москва Аэрофлотом - 18 500 с человека.
Трансфер около 200 км на машине - 3 500 руб / 1 167 руб с человека, обратно 3 000 руб / 1 000 руб с человека.
Отель Жан ZhanTamAl’, трехместный номер без питания, 9 ночей - 67 500 руб / 22 500 руб с человека.
Скипас Чегет - 1 000 руб в день.
Скипас Эльбрус - 2 200 руб в праздничный и выходной день, если брать сразу на несколько дней - скидки.
Еда - 28 000 руб / 9333 руб на человека.
Цена за программу с гидом - 15600 руб с человека за 7 дней
Индивидуальный инструктор - 1500 в час, за объем скидки и если не новичок - тоже.
На такси и маршрутках я накаталась на 1 300 руб.
Не смотря на то, что состав расходов у нас в итоге был разный, все равно общие расходы практически одинаковые: 77 000 руб у меня и 80 000 руб у ребят на человека (мой более дорогой скипасс и инструктор оказались равны стоимости катания в группе с гидом).
Народное творчество
the end