Я сегодня... я сегодня даже в почту не захожу, что бы не расплескать то, что хочу рассказать!
Я уже давно... ну, где-то год, хочу научиться рисовать. Обычно слова и дела мои разносятся по времени надолго- я из тех, от кого обещанного ждут три года. А проект "научиться рисовать" представлялся большим куском, к которому непонятно, как подступиться. С одной стороны все просто- ручка, бумага, вперед на штурм! Но с другой стороны смотреть на беспомощные детские каракули, нарисованные собственной рукой было грустно. Пошаговые инструкции по рисованию воспринимались примерно как:
Впрочем, на пути моем встречались и мотиваторы. Так, я узнала, что одна из моих любимых художниц- самоучка. Читала, что всё зависит от человека и его упорства. Самое главное, что я вынесла из слов художников- что рисование это не нечто, доступное лишь Избранным.
Точку поставил совет от
Колоркэт: "Да, можно научиться самостоятельно рисовать, но лучше найти учителя, потому что хороший учитель за пять минут объяснит то, до чего сам будешь доходить год."
Учителей у меня не предвиделось, так что я пыталась что-то сделать самостоятельно, по ощущениям не двигаясь с места. На данный момент лучший результат- пара симпатичных и неплохо прорисованных ножек. А хотела нарисовать лошадь.
И вот месяц назад на двери библиотеки я увидела объявление о кружке "Путь к себе". Начиналось оно так: "Если вы хотите научиться рисовать..." Библиотекарь рассказала мне о том, что цель кружка- научиться рисовать и лучше понимать себя (арт-терапия), что занятия будет проводить художник (диплом прилагается) и это бесплатно. Однако расписание неустановлено, бесплатные занятия будут после нового года и, скорее всего, раз в месяц.
Лучше спотыкаясь идти к богатству, чем свободно шагать от него. Я оставила координаты и пообещала себе выжать максимум из предоставленных возможностей.
Но в пятницу мне позвонили и сказали, что первое занятие будет уже в воскресенье! А в субботу я узнала, что надо ехать на рмд в "Точку", потому что скоро той "Точки" не будет. "Сдохну - подумала я.- Но приду."
И я пришла! Собрав себя в дУше и пробудив энергетиками, захватив альбом для рисования (про себя я называю его "Никин альбом"- на обложке нарисован плюшевый
мишкинс) и карандаши.
Оказалась, библиотекарь по образованию- художник. Она и приглашенная звезда психолог вели занятие. Мы- люди с карандашами- сначала представились- нас было всего пятеро, и никто не умел рисовать. Кто-то рисовал в детстве, кто-то занимался в арт-студии, ну и двое- я и одна женщина- были из тех, кому рисовать особенно никогда не хотелось. Мы посмотрели небольшой фильм- где-то на середине я уснула с открытыми глазами (это когда всё видишь, но смысл мимо). А потом приступили к делу. У меня даже руки чесались- так хотелось порисовать! Разговаривала в основном психолог, про "познание себя", "к исскуству никогда не поздно обратиться", "разбудите внутреннего ребенка". Ну, мой внутренний ребенок с тех пор, как научился читать, проводил всё время за книжкой. Стремление рисовать- это уже от взрослого.
Занятия будут проводиться по схеме: задают работу на дом-> разбирают работы-> объясняют ошибки-> дают домашнее задание. Поэтому сегодня мы проводили тест. Пока шли разговоры, я решила, что если будем рисовать что-то произвольное, то я нарисую дракона. Но суть теста была в том, что бы расслабиться, закрыть глаза и просто водить карандашом по бумаге, вырисовывая то, что "рука нарисует".
И вот я сижу в темноте, держа в руках карандаш, а руки делают... ничего! Ничего они не делают! Я расслабляюсь и прокручиваю в голове образы. Первой вырисовывается примитивный профиль- как знак "}", только повернутый в другую сторону. На ощупь несколькими линиями дорисовываю волосы, струящиеся на ветру. Пытаюсь не думая водить карандашом, чертя плавные линии на краешке листа (потом я обзову это водорослью). В других местах рисую: значок пик, листик, завитушку, букву Н, и в углу уже уверенными движениями рисуется нечто, похожее на овцу и фигуру "Гоинг Мерри" одновременно:
"Гоинг Мерри", рисунок не мой.
Потом мы разрисовываем наши рисунки- ну, у меня только листик становится зеленым,- а оставшееся время я трачу на разглядывание листа и подписей ко всему, что нарисовала. И начинается самое интересное- разбор рисунков с точки зрения психолога! Я вызываюсь первая и рассказываю, почему тут девочка (в школе мы с подругой на полях тетрадей рисовали профили), почему водоросль- именно такие плавные линии рисуются у меня сами собой, а вот завитушки- не мое,- показываю на пики, листочки и на овцу. Рассказываю про прорывающееся всегда желание "писать" на листе (отсюда попытка нарисовать типографскую букву). Говорю, что если бы не надо было рисовать "бессознательно", то я нарисовала бы дракона.
Заглядывать в глубь себя всегда интересно. Как потом оказалось, четкие рисунки были у меня одной. Ведущая отмечает эту мою особенность, а художник говорит про навыки. Кажется, им становится понятно, почему я здесь.
Девяносто процентов людей можно научить рисовать. Это чисто технический навык. Это- как умение складывать слова в предложения. Все люди умеют формулировать предложения и записывать их, но не все люди- писатели. Все могут рисовать- но не все художники.
Мои рисунки- это не попытка выразить себя, свой сокровенный внутренний мир, донести что-то. Для этого у меня есть слова. Я- как меня сегодня назвали- график. Мысль, слово, суть- это мои средства для общения с миром. Рисовать мне надо для того, что бы показать картины, возникаюшие у меня в голове, потому что они у меня там есть, они там "чешутся", и привычными способами я выразить их не могу. Передавай их мои косорукие рисунки- я бы удовлетворилась. Но они не передают! Как тот же дракон- я знаю, в какой позе он сидит, какого цвета его шкура, глаза, черт, да я знаю, какая у него на ощупь чешуя! Но меня нет умения чтобы нарисовать его так, каким он появился у меня в воображении. За умением я и пришла.
На занятии я поняла еще одну забавную вещь. Мои рисунки были самыми бледными из всех, но не для меня. Для меня они были яркими, живыми, цветными. Наверное, это отчасти влияние манги на сознание, когда в графическом черно-белом мире ум сам дорисовывает цвета. Но мастера манги могут выразить и глубину, и объем, и тени эмоций всего несколькими штрихами. Мне тоже так хочу. Это как сказать очень многое всего двумя словами. А забавная вещь, что я поняла- люди всегда будут смотреть своими глазами на рисунок и, что бы они увидели то же, что и я, придется основательно поработать. Не только цветом. Да уж, словами работать куда легче!
Меня это только воодушевляет. Путь по-прежнему долог и запутан, зато в компании шагать веселее.
На дом нам задали нарисовать дерево. Будем изучать свет и тень. И мне надо постараться найти где-то акварель.
ПС. Я ужасно долго писала этот пост (телефонные звонки иногда бывают так не вовремя), так что дочитавшим- бонус!
Кликнув на картинку, можно пройти в галерею автора.
С первым снегом!