Дубай был преамбулой, на повестке дня - Мадагаскар :)
Летели через Маврикий, так как прямых рейсов из Дубая на Мадагаскар нет. По пути туда провели на Маврикии сутки, по пути обратно - трое. О Маврикии будет отдельный рассказ, потому что об этом нельзя не рассказать. Пока напишу лишь, что после урбанизированного Дубая мы сразу погрузились в невероятное буйство природы, где все цвело, пахло, плодоносило, пело, стрекотало, летало, бегало и ползало, всем этим ошарашенные, мы и сели в самолет на Мадагаскар.
Ма-да-гас-кар...
Произносила это слово по слогам, смотрела в иллюминатор и... не могла поверить в происходящее :) Мы? Летим на Мадагаскар?? Да ладно))
Вид из окна удивил. "А где джунгли? Где тропические леса??" - спрашивали мы с Дашей друг у друга.
Потом удивил столичный аэропорт. После Инчхона, Дубая и Маврикия - маааленький, как большой автовокзал :) " А где кондиционеры?" - спрашивали мы с Дашей друг у друга.
Удивление росло - поменяв евро на местную валюту, мы вдруг стали миллионерами. 1 евро = 4000 ариари (а-ри-а-ри - как звучит, а?!). Самая крупная купюра - 20 000 ариари. "Куда мы будем складывать деньги?" - спрашивали мы с Дашей друг у друга.
Благодаря Эльмире нас встречали во всех аэропортах и отелях. И здесь мы глазами искали водителя, держащего табличку с нашими именами. Искали и не находили. Среди множества табличек вдруг вычленили удивительное "TATIANAHA". "Мы же можем быть Татианахой, ведь правда же?" - спрашивали мы с Дашей друг у друга. Оказалось, мы она и есть.
До отеля ехали долго, хотя всего 20 км. "Traffic" - пожал плечами водитель. "Пробки" - перевела Даша. Пока стоишь в пробке, уличные торговцы (часто мальчишки) суют в окно свои товары. По дороге можно купить все, что угодно.
Антананариву (Ан-та-на-на-ри-ву - звучит-то как!) - столица Мадагаскара, местные называют просто Тана. Как позже выяснилось, уровень жизни в столице на порядок, а то и на несколько, выше, чем на острове. Страна бедная, среднего класса почти нет - или богатые, или совсем бедные.
История столицы начинается в XVII веке. Некогда Антананариву был большой деревней, в которой запрещали строить дома из камня - жить в каменном доме было привилегией королевы, чей дворец и сейчас возвышается над городом. Стремительное развитие началось с 1896 г., когда Мадагаскар стал колонией Франции. В то время в кратчайшие сроки был возведен университет, многочисленные торговые площадки и первые государственные учреждения. Сегодня историческая часть города почти сплошь стала каменной, хотя на окраинах и в районах-трущобах деревянных лачуг, конечно, хватает.
Отель оказался в центре города, балкон выходил прямо на центральную улицу. Город шумный, яркий, колоритный, гудит как улей. Увиденное с балкона мне страшное дело как нравилось :)
Через дорогу - рынок, выскочила купить фруктов к ужину. Манго, личи, бананы - всё по 2000 ариари за кг (35 руб. образно говоря). "Господи, помоги нам не лопнуть" - думала я, накладывая в пакет один за другим крупные, спелые, мягкие манго.
На рынке - шум, гам, музыка орет, зазывалы ее перекрикивают... Кажется, тут весь город. Народ тусуется, хохот то здесь, то там. Бедные, но веселые :) С трудом заставила себя уйти с рынка - в отеле ждал голодный ребенок.
Завтра с утра в путь, легли спать пораньше. Проснулись через час от ужасного шума - машины сигналят, байки газуют, люди орут хором какие-то речевки... Какая-то какофония с котовасией. Все это длится час, а может два. "Что ж там такое происходит??" - спрашивали мы с Дашей друг у друга. Вышла на балкон, потом - в Интернет. Оказывается, футбольная команда Мадагаскара выиграла Кубок африканских стран!! Причем, впервые в истории они стали чемпионами! Страна ликовала, а мы стали очевидцами этого исторического события :)
Утром познакомились с Тиери - неделю он будет нашим гидом и водителем. Наконец-то можно задавать вопросы не друг другу! :) Тиери оказался пунктуальным, внимательным, веселым парнем, очень терпеливым :) И водитель отличный!
Когда мы обсуждали с Эльмирой маршрут по Мадагаскару, в ответ на наши пожелания: «дикая природа, лемуры, море, дайвинг, обнять баобаб» она объяснила, что баобабы растут только в западной части острова, и этот маршрут целесообразно комбинировать с Цинги - игольчатыми скалами, но в ноябре Цинги закрыты из-за непроходимости дорог и разлива реки Цирбиниха. Дайвинг и море - на востоке. Лемуры везде. На запад ехать больше 1000 км (3 дня), на восток - 650 км (2 дня). В общем, все взвесив, мы с Дашей выбрали восток, втайне надеясь, что где-нибудь по дороге мы обнимем случайно выросший не там, где положено, баобаб.
По дороге Тиери рассказывал нам, что на Мадагаскар - республика, что живут на нем малагасийцы, говорящие на малагасийском языке, что половина населения - христиане, а вторая половина исповедует культ предков. Я уже потом прочла про фамадихана - ритуальную традицию почитания мертвых.
Человек, согласно вере, переходит в иной мир только тогда, когда его тело полностью разложится, пока же этого не произошло, духу умершего необходимо периодически «встряхиваться», общаясь с членами своей семьи. Близкие родственники умершего извлекают из семейного склепа наружу останки своего сородича, завёрнутые в материю, переносят их на циновке и укладывают на помосте в северо-восточном углу двора и оборачивают их в новый саван из шёлка. Во время церемонии нельзя плакать, наоборот, все ласково и весело разговаривают с предком. Кто-то просит у него благословения, кто-то здоровья, богатства, детей. Рассказывают о новостях в семье и стране, произошедших за время отсутствия родственника. Старейшины рода объясняют детям важность почитания мёртвых, которые в это время лежат перед ними, рассказывают об их генеалогии.
Останки оборачивают в новый саван, поднимают на руки и начинают носить и танцевать с ними, смеясь и толкаясь, вдоль границ двора. На церемонию собираются все родственники усопшего, которых приглашают за месяц, нанимаются музыканты. Для родственников и знакомых устраивается обильное угощение, приносят в жертву животных.
Через несколько часов действа останки возвращают в гробницу, склеп запечатывают глиной. Циновку, на которой переносили усопшего, разрывают на части и раздают людям: обладание таким кусочком считается хорошей приметой, например, подложенная под матрац ткань якобы избавляет женщин от бесплодия.
Ну...это Мадагаскар, детка!)
Собеседницей Тиери была, в основном, Даша (Таня, учи английский!), а я под их разговоры снимала мадагаскарские картинки из окна машины. О, как здесь все необычно!!
Где вы еще увидите, чтоб на голове носили не только корзины, но и мешки? И не по одному, а по два? :)
Или вот стирка - белье стирают прямо в водоеме и сушат тут же у дороги.
А как живописно смотрятся рисовые поля!
А скалы какие удивительные:
Глина здесь кирпичного цвета :) Из нее прямо на месте делают кирпич, обжигают и укладывают в штабеля.
Местные футболисты гоняют мяч. Я - за фиолетовых! (форма красивая :))
Вполне себе фешенебельные дома встречаются:
Зебу - местные горбатые коровы. Рейтинг блюд национальной кухни, кстати, возглавляет стейк из зебу, но мы, посмотрев на этих несчастных и без того горбатых животных, сразу договорились, что их есть мы не будем. Только фрукты и морепродукты.
Подальше от города рельеф стал гористым, ехали по настоящему горному серпантину. Дорога состоит из одних поворотов и ям, прямых отрезков практически нет, поэтому и скорость соответствующая. Некоторые ямы ремонтируют всей деревней:
Но чаще наоборот - чем больше колдобин, тем медленнее и дольше едет машина, а значит можно успеть что-то продать пассажирам. Так что, чем больше яма, тем больше вокруг нее тусовка :)
Какие-то деревни специализируются на плетеных изделиях, возле других рядами стоят мешки с углем и растопкой, прилавки третьих завалены корнем имбиря. Ну и, конечно, везде торгуют фруктами. Мы попали в сезон личи и здесь его столько, что можно накормить всю планету :) Огромные деревья, сплошь усыпанные красными плодами, растут просто везде.
Больших населенных пунктов по пути встречалось совсем немного, но всюду вдоль дороги даже не деревни - "хутора" из нескольких хижин. И если Дубай воспринимался как визит на машине времени в город будущего, то в этих "хуторах" ты оказываешься в прошлом. Тут замерло время - точно такие же быт и жизнь были здесь сто лет назад, и двести, и триста... Ни электричества, ни газа (хотя в деревеньках покрупнее видела солнечные батареи). Хижина высотой в человеческий рост и длинной тоже - ровно столько, чтоб семейство улеглось на полу на ночь. Днем обитатели хижин сидят в их тени и... смотрят на дорогу. Дети ползают тут же, в пыли. В селениях покрупнее есть школы, с окрестных "хуторов" туда вдоль обочины шагают дети в форме - однотонные халаты или жилеты, надетые сверху на одежду. Веселые, прикольные такие - дети они везде дети :)
А вот те дети у дороги... Транспорта нет, до школы далеко - вряд ли они учатся :( Удрученно смотрели мы с Дашей на это зрелище и говорили о том, что вот родился ты у дороги, вырос, женился на девчонке с соседнего "хутора" и вот уже твои дети ползают в пыли... С мед.помощью у дороги так же все должно быть плохо, как и с образованием.
Причем удивляло еще вот что - у жителей совершенно отсутствует понятие "комфорт" и вместе с ним желание как-то улучшить, облагородить среду обитания. Что стоит построить ту же хижину чуть дальше от дороги, чтоб пыль не глотать, сделать ее попросторнее и в несколько комнат - строительный материал весь подручный, тростник да бамбук. А у дороги, если вся жизнь проходит здесь, поставить большой навес, чтоб можно было комфортно расположиться в продуваемом тенечке, да повесить гамаки - азиаты уже давно это сделали бы! В ЮВА где гамак повесил, там и дом, а на Мадагаскаре они почему-то совсем не популярны.
В городках - движуха, рынки, многолюдье, даже предвыборную агитацию видели :) Тиери пояснил, что здесь скоро выборы мэра, вот автобус с представителями кандидата и объезжает электорат. Едут с музыкой - на крыше автобуса колонка :) Портреты кандидатов на тех самых хижинах смотрятся странно и инородно.
Немного городских картинок из окна машины:
Прочла тут недавно, что, оказывается, Мадагаскар мог бы быть русским :).
Первым в России о существовании Мадагаскара узнал Петр Великий после заключения в 1721 году Ништадтского мира со Швецией. Добровольно перешедший на службу России шведский вице-адмирал Даниэль Вильстер сообщил царю о намерении Карла ХII послать морские экспедиции на Мадагаскар (они не состоялись из-за гибели короля). Петр 1 решил послать научную экспедицию на далекий остров и при этом дал капитану четкие инструкции «установить какие-то постоянные отношения между Россией и Мадагаскаром».
Петр I собирался заключить договор с главой мадагаскарских пиратов неким Каспаром Вильгельмом, предпочитавшим именоваться «Морганом». Именно с ним в 1718 году Карл ХII заключил соглашение и выдал охранную грамоту, в которой Морган объявлялся наместником шведской короны на Мадагаскаре. Карл ХII вскоре был убит, и мадагаскарский «король» пиратов остался без покровительства. К нему и адресовал тайные инструкции Петр I.
21 декабря 1723 года снаряженные для экспедиции два корабля вышли в Балтийское море, но в самом начале пути путешественников постигла неудача. Сначала дал течь флагманский фрегат, затем и второй. Повреждения кораблей оказались настолько серьезными, что устранить их своими силами экипажи были не в состоянии. Вернувшись в порт, Вильстер вынужден был просить Петра I о предоставлении других судов. Петр принял «нещастие с немалой болезнию», но отказываться от начатого дела не собирался и приказал готовить для Вильстера другие суда. Но в 1724 году пиратскую республику на Мадагаскаре разгромили англичане, ее «короля» Каспара Вильгельма арестовали и заключили в лондонскую тюрьму. Экспедиция на Мадагаскар в таком случае теряла смысл. А так - чуть было не было :)
Предыдущие части здесь:
https://cherry-amorel.livejournal.com/201539.htmlhttps://cherry-amorel.livejournal.com/201931.html Продолжение следует)