Всем известно, что большая часть Эфиопии расположена на плоскогорье, называемом Эфиопским нагорьем. Наша компания немало поколесила по разным частям этого нагорья и видела много всякой живности, но сегодня я продолжу рассказ о плато Санетти. Оно расположено в центральной Эфиопии, в регионе Оромия, и является частью национального парка горы Бале.
Визитной карточкой плато, наряду с эфиопским волком, является Гигантская лобелия (Lobelia rhynchopetalum), представитель семейства колокольчиковых (Campanulaceae) . Странно видеть среди пустоши куртины этих растений, цветоносы которых могут достигать высоты 12 метров.
Лобелии служат птицам отличными вышками для отдыха и наблюдений, например на заглавном фото можно разглядеть на дальнем плане отдыхающего канюка-авгура (Buteo augur).
А это пустельга (Falco tinnunculus) использует лобелию в качестве наблюдательного пункта. Я по привычке сделал пару фото этой далекой птицы и пошел дальше.
Уже дома выяснилось, что на плато обитает местный оседлый подвид пустельги - F.t. rufescens. Обратился к знатокам за разъяснениями и оказалось, что мнения знатоков разделились: один знаток считает, что это F.t. rufescens, а другой пренебрежительно отнес этого соколка к зимним мигрантам из Европы. "А разве не все равно?"- спросите Вы. Нет, конечно! В соответствии с последней классификацией оба африканских оседлых подвида F.t. rufescens и F.t. rupicolius выделяют в отдельный вид Rock Kestrel (русского названия еще не придумали). Так что вопрос о видовой принадлежности этого самца пустельги для меня остается нерешенным.
Лобелия дает птица не только убежище, но и корм. Цветы лобелии посещают нектарницы, а плодами - семенами растения кормятся "чижи". Но это не наши обычные чижики, а эндемичные Черноголовые канареечные вьюрки (Serinus nigriceps). Так и получается, на эндемичном растении кормятся эндемичные птицы.
Эти вьюрковые достаточно многочислены и на плато (высота 4000 м нум), и в более низменных частях национального парка. Мы их встречали везде, но сделать хороших фотографий мне не удалось. Все же покажу самца, выделяющегося своей черной головой. У самок и молодых птиц голова желтая, под цвет тела.
Другим эндемиком нагорья является этот турач, или франколин (Scleroptila psilolaema psilolaema). Птица обладает чудесным даром сливаться с окружающими ее растениями. Определите, сколько птиц на фото? Кстати, там же видно, что утром почва на плато покрыта инеем.
В соседней ветке разгорелась
дискуссия, как же по-русски называть этого франколина. Мое предложение - Вересковый турач.
Уважаемый
ресурс так описывает местообитания данного франколина (извините, без перевода): "Confined to montane Erica moorland and grassland at 1800-4000 m, mostly above 2400 m."
То есть, обитает он как раз в вересковых пустошах, растение Эрика (Erica) относится к семейству вересковых (Ericaceae).
Вересковые турачи были очень осторожны и очень скрытны. Можно подойти вплотную к кустикам с птицами и не видеть их. Только внезапный взлет турачей прямо из под ног выдает их бывшее местонахождение. Тем не менее эти турачи внесены в Красную книгу МСОП под грифом NEAR THREATENED (по-русски: Виды, близкие к уязвимому положению). Будем надеяться, что созданный заповедник позволит сохранить и самих птиц, и их местообитания.
Другим, более распространенным турачом в горах Бале является Каштановозатылочный турач (Pternistis castaneicollis castaneicollis).
Мы встречали группы птиц во время подъема на плато, как на северном склоне, так и на южном. Этот вид птиц обитает только в Эфиопии и Сомали, но пока его популяции ничего не угрожает.
А вот с русскоязычным названием тоже непонятки... Возможно, что скоро его "рыжешейным" назовут. Но, поживем, увидим...
Пора закругляться, но не показал и половины задуманного. Так, что продолжение следует...