Подвиг пограничников

Jun 22, 2014 08:01

73 года назад, 22 июня 1941 началась Великая Отечественная Война, которая стала самым суровым испытанием для нашей Страны. Вопреки заявлениям современных горе-историков тогдашнее руководство Страны готовилось к военной агрессии (о чем я надеюсь написать отдельно). Об этом весьма красноречиво свидетельствует, например, план 3й пятилетки (1938-1943). Несмотря на форсированное развитие промышленности и армии в 30-е годы, к началу Войны немецкая армия была сильнее нашей. На стороне немецкой армии было и технологическое превосходство. Новые образцы вооружений, равные и превосходящие немецкие, в первой половине 1941 года только начинали поступать в Красную Армию. Имея в руках военное превосходство Гитлер рассчитывал выиграть войну с Советским Союзом за 4 месяца. Однако, как мы знаем, этим планам не суждено было сбыться. Гитлеровские стратеги не учли громадную способность Советской системы к мобилизации. И самое главное из того, что не учли фашисты была стойкость советского Человека и его любовь к Родине. Эта самоотверженность проявлялась с первого дня Войны. Беспрецедентным стал массовый героизм пограничников по всей линии фронта, далеко не ограничивающийся подвигом героических защитников Брестской крепости. Сегодня, 22 июня 2014 года, давайте вспомним тех, кто в первые минуты Войны своим мужеством, самоотверженостью и любовью к Родине встретил сильнейшего врага.




12-й погранотряд войск НКВД
К началу войны, 12-й погранотряд войск НКВД насчитывал 1190 человек личного состава, и оборонял границу на участке побережья Балтийского моря от мыса Колка до Паланги. В 6.25 утра 22 июня 25-я погранзастава была атакована передовыми подразделениями вермахта. Погранзаставы были отведены со своих позиций в Руцаву. В Руцаве из них были сформированы взводы и роты. К полудню 22 июня сводная погранчасть заняла оборонительные позиции в районе Руцавы. В 15.30 перед районом обороны пограничников появилась разведка дивизии противника из 14 мотоциклистов, её пропустили в расположение и уничтожили. В 16.20 появилась 2-я разведывательная группа противника, насчитывающая уже 30 мотоциклистов, которую также уничтожили. В 17.30 колонна врага силой до 1-го пехотного батальона подошла к району обороны пограничников. Эту колонну удалось также взять врасплох - под огнём пограничников, противник даже не стал разворачиваться в боевой порядок и сразу побежал. С тыла ударил резервный взвод пограничников. Силы противника были уничтожены. Немцы потеряли более 250 человек, было захвачено - 45 мотоциклов, 6 станковых и 12 ручных пулемётов и много другого оружия. Однако атаки не прекращались, а интенсивность их только нарастала. В 20.30 немцы бросили в бой пехотный батальон, усиленный ротой бронетранспортёров. Оборонуа пограничников была прорвана, они отступили в район железнодорожной станции Папе. А затем, после 2-х часов боя, в район местечка Ница. В 14.30 23 июня остатки отряда были вновь атакованы и окружёны в районе Бернаши, где все и легли в последнем бою.

13 застава Владимир-Волынского пограничного отряда
11 суток в условиях окружения дралась 13-я пограничная застава (90-го Владимир-Волынского пограничного отряда) лейтенанта Алексея Васильевича Лопатина. Раним утром 22 июня 1941 года личный состав заставы был поднят по тревоге. Первая атака немцев не заставила себя ждать и около 6 часов утра немцы осуществили попытку прорваться на восточный берег реки Буг. К мосту бросились 15 бойцов во главе с лейтенантом Погореловым (заместителем Лопатина). Более часа они не давали немцам форсировать реку. Герои погибли все до одного. Прорвавшиеся к заставе немцы были остановлены пулеметным огнем. 22 июня последовало несколько атак на заставу. Атаки возобновились и на следующий день. Рано утром защитниками заставы почти полностью была уничтожена ССовская рота. Оставив попытки подавить заставу, немцы её окружили. Но пулеметы пограничников по прежнему мешали продвижению гитлеровцев. На третий день войны немцы подтянули свежую часть с артиллерией и атаки возобновились. Когда ДОТы заставы были разбиты, пограничники переместились в подвал казармы. Несмотря на поддержку артиллерии, новые атаки фашистов снова были отбиты. 27 июня на заставу посыпались термитные снаряды. Гитлеровцы рассчитывали огнем и дымом заставить советских бойцов выйти из подвала. 29 июня из под развалин казармы были отправлены женщины и дети. Оставшиеся бойцы продолжали сопротивление еще три дня.

Застава у села Кибартай
В ночь на 22 июня на пограничной заставе близ Литовского села Кибартай никто не спал. По ту сторону границы с вечера во всю гудели моторы. После первых же разрывов снарядов личный состав занял круговую оборону. Начальник заставы лейтенант Кубов с небольшой группой пограничников выехал к месту разгоревшейся перестрелки. Чтобы выиграть время и дать товарищам на заставе подготовится к отражению атак лейтенант Кубов решил со своей небольшой группой задержать противника на подходе. Отступили к заставе уцелевшие бойцы только когда закончились патроны. Застава продержалась до вечера, отбив несколько атак немцев. Все пограничники погибли. Но при этом потери гитлеровцев в несколько раз превосходили число защитников заставы.

Перемышль
Ночью на 22 июня 1941 года приграничный Перемышль был разбужен артиллерийской канонадой. Около пяти часов утра, после предварительной арт-подготовки, немцы начали форсировать реку Сан. Первыми встретили врага пограничники. Оборонял мост через Сан небольшой отряд пограничников под командованием помощника начальника 14-й заставы лейтенанта Нечаева. После нескольких атак в живых остался только Нечаев, отбить последнюю атаку удалось ценой смертельного ранения. Силы были слишком неравными и в третьем часу дня был отдан приказ оставить центральную часть города. Отошедшие с боями пограничники и ополченцы закрепились на юго-восточной окраине города. Вечером был получен приказ выбить немцев из города и отбросить их за реку. Для этого был создан сводный батальон под командованием лейтенанта Паливоды. Начались ожесточенные уличные бои, командир батальона был в первых рядах наступающих. К исходу дня немцы вынуждены были оставить Перемышль, который стал первым городом из которого вермахт вынужден был отступить. Советские войска удерживали город до 27го июня, когда, в виду возможности окружения, был дан приказ на отступление.

Элисенваарский пограничный отряд.
Десять дней вели бой с превосходящими силами финнов пограничники Элисенваарского пограничного отряда. В этих боях отличился комендант первого участка старший политрук Алексей Дмитриевич Гарькавый. Вместе с пограничниками сражались также и жена с 17-летним сыном Алексея Дмитриевича. На участке 1-й комендатуры развернулись ожесточенные бои. Пограничники под командованием Гарькавого одну за другой отбивали атаки превосходящих сил противника, а затем перешли в контратаку и отбросили его за линию границы. На следующий день финны ввели в бой дополнительные силы и в районе Ристилахти смогли окружить несколько застав. Общее командование окруженными частями взял на себя Алексей Дмитриевич Гарькавый. Испытывая острый недостаток в продовольствии и боеприпасах окруженные пограничники держали оборону около восьми суток, пока не был получен приказ на отход. Пробираясь по болотам Карельского перешейка пограничники вышли к своим. В дальнейшем Гарькавый был назначен командующим полком и участвовал в обороне Ленинграда. Погиб Алексей Дмитриевич Гарькавый 29 октября 1941 года, поднимая свой полк в контратаку.

17 застава Рава-Русского пограничного отряда
До конца выполнили свой пограничники 17й заставы Рава-Русского пограничного отряда. В день 22 июня бойцы успешно отбили пять атак немцев. Была прервана телефонная связь со штабом и пограничники не знали, что им был дан приказ на отход. А мысли о том, чтобы оставить заставу без приказа, начальник заставы Федор Васильевич Марин не допускал. Перед последней атакой бойцы услышали призыв сдаться. Марин собрал семь оставшихся бойцов и отдал последний приказ о наступлении. Лучше смерь чем плен! Зарядив винтовки последними патронами бойцы последний раз обнялись и пошли на врага. Марин запел интернационал (который в то время был государственным гимном Советского Союза), бойцы подхватили, и над пожарищем зазвенело «Это есть наш последний и решительный бой...» .

15 застава Брестского Краснознаменного погранотряда
Дорого далась немцам переправа через Западный Буг около станции Дубовица к югу от Бреста. Путь гитлеровцам преградили пограничники 15й заставы Брестского Краснознаменного погранотряда. Спустив на воду резиновые лодки, фашисты предприняли попытку переправится через Буг, но вынуждены были отступить. Неудачей кончились и несколько последующих попыток переправится через Буг. Только к полудню, с помощью артиллерии, немцам удалось подавить огневые точки заставы. Уверенные в полной безопасности, немцы стали массово переправляться. И вдруг невесть откуда застрочил пулемет. Десятки гитлеровцев пошли ко дну. Как оказалось огонь вел младший сержант Алексей Новиков, из дупла огромного дуба, стоявшего у берега. Подавить столь необычную огневую точку удалось лишь к вечеру.



надписи на стене Брестской Крепости

Героизм пограничников не был исключением. Не менее самоотверженно дрались с немецко-фашистскими захватчиками части Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также простые советские граждане, многие из которых стали партизанами и подпольщиками. Через совсем непродолжительный период времени иллюзии быстрой победы на Востоке стали ставиться под сомнение гитлеровцами. Настроение многих из них очень хорошо передают следующие строки из дневника гауптмана (капитана) 18 танковой дивизии

Несмотря на огромные пройденные расстояния, не было чувства, которое у нас было во Франции, не было чувства, что мы входим в побежденную страну. Напротив - здесь было сопротивление, всегда сопротивление, каким бы безнадежным оно ни было. Стоящее одиноко орудие, группа людей с винтовками... однажды из дома выбежал на дорогу парень с гранатой в руке.

Этот героизм простых советских людей, помноженный на умелое руководство Страной и Армией, сделал невозможной победу Гитлера в Великой Отечественной Войне.



надписи на стене Брестской Крепости

Великая Отечественная Война

Previous post Next post
Up