Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). «Единородный Сын Слово Божие». Картон для росписи плафона главного нефа. Холст, масло. 70х138. ГТГ
В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885-1896
Выставка работает с 18 апреля 2012 года по 08 сентября 2013 года
Адрес : Государственная Третьяковская галерея, Москва, Лаврушинский переулок, д. 10, зал № 39
Значительное место в творчестве Виктора Васнецова занимала религиозная живопись. Первым опытом мастера в этой области стали росписи во Владимирском соборе в Киеве (1885-1896). В одном из залов постоянной экспозиции Третьяковской галереи появилась редкая возможность разместить все хранящиеся в фондах живописные и часть графических работ В.Васнецова этого цикла, поступившие в Галерею почти 120 лет назад. На выставке будут представлены все хранящиеся в Галерее живописные эскизы и часть графических работ В.Васнецова к росписям Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). «Радость праведных о Господе», Преддверие рая. Картон для росписи барабана главного купола. Трехчастная композиция. Холст, масло. 295х1446. ГТГ
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), один из самых знаменитых русских художников второй половины XIX - начала XX века, известен, в первую очередь, как автор картин на жанровые и былинно-сказочные сюжеты. Однако большое место в его творчестве занимала монументальное искусство, в первую очередь - религиозная живопись.
В.Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошел к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. «Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», - писал он В.Д.Поленову. Художник разделял надежды части общества на то, что возрождавшееся церковное искусство могло стать общедоступным и понятным, выражающим национальные идеалы. «Украшение храма» для В.Васнецова было постижением великих ценностей. Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства. Затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального. Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построенный на радостных мягких и теплых тонах, позволил достичь гармонического единства. В журнале «Мир искусства» писали о храмовом монументальном ансамбле: «Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».
П.М.Третьяков высоко ценил творчество В.Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе.
Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
Ссылка по теме:
Подробнее о выставке Виктора Васнецова смотри на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru
>>>>>