26 июня 2013 года в Центральном доме художника (Москва) открылась выставки «Графические эксперименты», которая будет доступна для посетителей до 3 июля 2013 года. По информации, полученной от устроителей, цитирую, «выставка станет пилотным проектом будущей новой графической выставки, регулярное проведение которой планируется в ЦДХ. Задача выставки показать широко разнообразный мир современного графического искусства, выйти за границы укоренившегося представления о нем, продемонстрировать его состояние и тенденции» [конец цитаты].
Экспонаты выставки «Графические эксперименты» в ЦДХ / Москва
Графический эксперимент в ЦДХ: те же лица на новом месте
Любителям искусства следует напомнить скандал, имевший место в августе 2012 году. Тогда редакция HalloART.ru получила информацию о
закрытии популярных выставок-ярмарок АРТ МАНЕЖ и ХУДГРАФ. Как сообщила Ирина Мелешкевич, одна из организаторов всех этих мероприятий, «Графические эксперименты» - реинкарнация «Худграфа». И правда, я встретил на выставке немало знакомых лиц и имен....
Вспоминаю
статью по этому поводу, которая была опубликована на halloART во время жарких прошлогодних баталий по поводу «закрытии популярных выставок-ярмарок АРТ МАНЕЖА и ХУДГРАФА». Я был прав, когда писал, что закрытие коммерческих проектов АРТ МАНЕЖ и ХУДГРАФ может произойти исключительно по воле устроителей этих мероприятий. Что мешает арендовать другую выставочную площадку? Свободных площадей в Москве понастроили немало. Тем более, что участие в ярмарках оценивается дорого, и любые затраты устроителей на аренду будут неизбежно покрыты взносами участников. Скорее всего, этот шум имел лишь косвенное отношение к искусству. В чём только тогда не обвиняли новое руководство музейно-выставочного объединения "Столица", чем только не поливали. Неудивительно, людьми гуманитарного склада характера, не обладающими познаниями в бизнесе, легко манипулировать, подавая информацию под нужным соусом. Слова про «закрытие» тогда были явно лишними, ведь никто не в состоянии закрыть чужой бизнес. Слава богу, все оказалось не столь страшно - арендодатель лишь отказался от сотрудничества, ставшего неинтересным по тем или иным причинам.
Я желаю успеха компании «ЭКСПО-МАНЕЖ» - устроителю ярмарок. АРТ МАНЕЖ и ХУДГРАФ стали привычным элементом московской художественной жизни. И теперь мы сможем видеть наших художников в другом выставочном зале. Как правило, подобные потрясения лишь идут на пользу, помогая найти новые силы и придумать новые идеи.
Пока трудно сказать, лучше или хуже стала ярмарка графического искусства. С одной стороны, помещение Нового Манежа в Георгиевском переулке значительно приятнее, нежели довольно запущенное здание Центрального дома художников. Благодаря стеклянной крыше, естественное освещение Нового Манежа лучше подходит для проведения художественных выставок, в то время как внешний вид залов ЦДХ и остатки былой советской роскоши - давно не работающего светильника-потолка - навевают неприятные мысли о разрухе 1990-х годов. С тех пор мало что изменилось - разве что огромную рекламу МММ на фасаде сменила не менее огромная вывеска страховой компании.
С другой стороны, налицо существенные выгоды. Если ранее Новый Манеж посещала только особая и немногочисленная публика, которая целенаправленно шла именно на «Худграф», то сейчас на «Графические эксперименты» могут заглянуть люди, которые никогда не слышали про «Худграф». Им следует лишь не заблудиться в огромных лабиринтах ЦДХ и подняться на третий этаж. Также срок проведения художественной ярмарки увеличился раза в два, что позволит нам удобнее выкроить время для знакомства с современной российской графикой.
Но вернемся к самой выставке «Графические эксперименты». Как я уже написал, большинство посетителей не заметит особой разницы с «Худграфом», сохранились даже лёгкие эксперименты устроителей с актуально-современным искусством - одну инсталляцию я чуть было не принял за мусор, оставленный художниками после распаковки своих картин. Бывает… Как-то по соседству, в Третьяковской галерее на Крымском валу я ошибся с точностью до наоборот : принял за инсталляцию и сфотографировал тележку с мусором, которую в спешке не успели увезти рабочие перед открытием
новой экспозиции Отдела новейших течений ГТГ. На новом «Худграфе» не стало антикварных стендов, также уменьшилось количество живописных работ на бумаге-картоне, которыми ранее грешили многие галеристы и художники. Уменьшение числа участников и ослабление экспозиции - легко прогнозируемая ситуация, за которую трудно критиковать. Надеюсь, постепенно новая ярмарка обретёт былой размах и солидность.
Константин Батынков. Серия "Орден", 2009. Бумага, акрил, 106 х 140 см.
Я с чистой совестью могу рекомендовать посещение «Графических экспериментов». Среди обилия разной графики любой зритель что-нибудь, да найдет себе по душе, потому я не буду критиковать художественный уровень выставленных работы. Неприятное чувство оставил лишь один факт - наша пресса проявила неумеренное низкопоклонство перед единственным заграничным участником выставки, галереей «ARTE 10» (Испания). Все журналисты считали своим долгом показать картинки с их стенда и до одури повторяли такие громкие имена, как Ренуар, Пикассо, Хуан Миро и Тапиес, несмотря на то, что рядом можно было найти гораздо более интересные с художественной точки зрения работы. Хорошо хоть, что устроители выбрали для обложки каталога и плаката эффектную картину популярного московского художника-экпрессиониста
Константина Батынкова.
С
испанской галереей «ARTE 10» я впервые познакомился как раз на последнем
Худграфе-2012. Получив первоначальное разрешение на фотографирование, я было взялся за дело, как вдруг владелец галереи Фернандо Дьес серьёзно обеспокоился. В ответ на тотальное фотографирование пришлось выдержать тотальный допрос, после чего она из сотрудниц галереи была откомандирована к устроителям Худграфа, дабы узнать, кто я такой и что такое halloART. Хорошо, хоть полицию не вызвали... Вот один из немногих случаев, когда вниманию прессы были совершенно не рады. Точнее, были не рады высококачественным репродуцированием, которое мы практикуем на выставках. После перепалки настроение упало, и я свернул свою деятельность, чтобы не навязываться с бесплатной рекламой. Признаюсь, я был неприятно удивлен таким отношением. Любая авторитетная галерея с удовольствием поможет фотографу, выдаст бесплатно каталоги и проявит вполне естественную заинтересованность. Кто ж откажется от бесплатной рекламы? По опыту «АРТ МАНЕЖА», запрещали фотографировать лишь на тех стендах, где продавался заведомый китч, призванный удовлетворить самые простые вкусы наших покупателей в то время как на «Худграфе» я почти не встречал запретов.
Столь серьезная таинственность г-на Фернандо Дьеса навевает нехорошие мысли, ведь не зря говорят, что покупка тиражной графики часто сравнима с лотереей - никогда не знаешь, сколько "билетиков" на самом деле отпечатал автор, и сам ли автор печатал. Лишь максимальная открытость способна доказать высокий уровень коллекции, предлагаемой к продаже. Быть может, я неправ, но странные действия владельца «ARTE 10» максимально возбудили мою подозрительность. Недаром я покупаю только современное искусство - оно и стоит намного дешевле, и подделок днём с огнём не найти.
ссылка по теме:
Подробнее о выставке «Графические эксперименты» в ЦДХ смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru Экспонаты выставки «Графические эксперименты» в ЦДХ / Москва
__________________________