На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский - художник»
«Маяковский - художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем
Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.
Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку
«Маяковский - художник»
18 мая - 23 июля 2013 года
Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4
(проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)
Вернисаж выставки «Маяковский - художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в
Международный день музеев, который совпал с московской акцией
«Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.
Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский - художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.
Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.
В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10-15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .
Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя - Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе - Е.А Тихомировой.
Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской
Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :
«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось - стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался - учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».
Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков - голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…
Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.
- Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот - в фигурном классе» .
О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».
В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 - «Автопортрет».
Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова
К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» - серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».
Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского
Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности - интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него - к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую - входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.
Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель
Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы - рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :
Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
Лицо вытянулось, как у груши. <...>
К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».
Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.
Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой
В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский - художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.
Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...
После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.
С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа-октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»
Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова
Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.
Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского
С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский - художник» вы сможете ознакомиться на сайте halloART.ru
ссылка по теме:
Подробнее о выставке «Маяковский - художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский - художник»
Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир,
www.halloART.ru___________________________________