Всё на продажу! История русской вывески в «Новом Манеже» (Москва, 13.02 - 17.03.2013)

Feb 18, 2013 00:15




Рекламная вывеска «Товарищество чайной торговли Высоцкий и Ко». Жесть, печать

Всё на продажу! История русской вывески
13 февраля 2013 года - 17 марта 2013 года
Адрес: МГВЗ «Новый Манеж» (Москва, Георгиевский пер., д. 3/3)

Культурно-историческая выставка «Всё на продажу! История русской вывески» представляет публике исследовательский проект, который объединил в едином пространстве около 300 экспонатов: оригинальные вывески, живопись, графику, объекты конца XIX - начала XX в. - яркого периода развития и совершенствования русской изобразительной вывески, времени формирования ее характерного образа и настроения. Выставка собрана из фондов Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галереи, Исторического музея, Музея Москвы, Московского Музея современного искусства, Музея Упаковки, галереи «Антик-Маркет» и частных коллекций.
     История предмета, история русской вывески - сюжет уникальный. Это история городской повседневности и материальной культуры, история искусства, архитектуры и дизайна. Сегодняшний все нарастающий урбанизм во многом унифицирует улицы мировых городов: транснациональные корпорации предлагают пешеходам и потребителям узнаваемую везде и всюду вывеску - логотип, вобравший в себя все достижения вывесочной рекламы предшествующих эпох: знак, букву, слово и образ.




Рекламный поднос «Требуйте чай Н.М. Солдатова. Москва. Москворецкая ул. Собственный дом». Жесть, печать. 29х36

В России вывеска не имела длительной биографии: первые образцы в музейных собраниях датируются концом XVIII века. Вывески-эмблемы, вывески-знаки - золоченые кренделя и виноградные грозди, перчатки, сапоги, часы и шляпы исполинских, практически абсурдистских размеров - чаще всего размещались на углах домов, определяя городскую навигацию и перспективу. Эта общеевропейская традиция, идущая еще от средневековья, существовала в России еще в начале ХХ столетия.
     История искусства знает вывеску как занятие больших художников, источник вдохновения и сознательного изучения и собирательства, либо как целенаправленную монументальную задачу. Для художников русского авангарда в их увлечении примитивом вывеска, наряду с народным лубком, становится своеобразным примером для подражания. Событием художественной жизни Москвы становится организованная Михаилом Ларионовым выставка «Мишень» (1913), на которой среди работ Натальи Гончаровой, Александра Шевченко, публике демонстрируются детские рисунки, вывески и картины художников-самоучек, в том числе Нико Пиросманишвили. И если представленные в экспозиции работы Гончаровой и Шевченко отдают дань пластике кубофутуризма, то полотна Ильи Машкова и Петра Кончаловского демонстрируют достижения вывесочной живописи максимально натуралистично.



Гуро Елена (Элеонора) Генриховна. Эскиз оформления витрины парикмахерской. 1910-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2012

Новый век, революция, борьба с неграмотностью, введение государственной монополии на объявления задают новые стандарты и каноны уличной вывески в России. Художники и поэты становятся главными агитаторами и творцами политических призывов, социальной пропаганды и коммерческих предложений. Рекламные плакаты Александра Родченко с текстами Владимира Маяковского во многом определили лицо советской рекламы 1920-х годов. Вывеска теперь, отказываясь от симметрии и живописности, становится продуктом дизайнерским и конструктивным. В конце XIX века вывески на улицах российских городов все чаще теснятся витринами и плакатами. Плакат, пройдя героическую стадию своего развития в России начала XX века, в послевоенное время принимает стилистику умеренного и лаконичного модерна. Витрины оформляются затейливо, но спокойно, геометрические формы выстраиваются в равновесные блоки, а продукты располагаются в простые инсталляции-пирамидки. Акварельные эскизы Всеволода Сулимо-Самойлло, ученика Павла Филонова, предлагают оформление витрин магазинов «Овощи и Фрукты», «Сыры», «Культтовары»…
     Советский соц-арт, аналог американского поп-арта, оперирует готовыми символами: политическими и потребительскими одновременно. Александр Косолапов, используя западную модель, стратегию Энди Уорхола по умножению множественного, тиражирует типовой дефицит советского времени - банку икры - уже в эмиграции, в 1991-м. Его работы - часть общей постмодернистской стратегии остранения и деконструкции, в том числе традиций русской рекламы и советской упаковки.
     Уличные снимки 60-х-70-х фотографа Игоря Пальмина практически открывают жанр street-photography, в котором отпечатывается оформление улиц городов и сел позднего СССР. Здесь наглядно прочитывается лаконизм вывесок («Водка», «Ателье», «Булочная») и барочное украшение витрин полупустых в действительности магазинов. Фотограф молодого поколения Леонид Кленин смотрит на советскую действительность с некоторой дистанцией, которая и определила его желание создать каталог совершенно оригинальных сооружений - московских кинотеатров, вывески которых - огромные, неоновые - являлись частью архитектуры и до сих пор остаются названиями этих учреждений. Собранные вместе эти слова - Свобода, Авангард, Янтарь, Спутник, Экран - делают проект не просто фотографической коллекцией, но и концептуальной работой, исследующей семантику уходящего языка советской эпохи.

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Всё на продажу! История русской вывески» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

___________________________________

мво «манеж», история, россия, графика, манеж, 2013, выставка

Previous post Next post
Up