Константин Батынков. Из серии "Цирк", 2012. бумага, акрил.
Художник Константин Батынков последнее время работал с двумя основыми цветами : черным и белым. Поэтому цветная серия картин с названием "Цирк", показанная весной этого года в столичной КРОКИН ГАЛЕРЕЕ, оказалась сюрпризом для зрителей. Предлагаем вашему вниманию четыре ответа Константина Батынкова на вопросы искусствоведа Александра Петровичева.
Константин Батынков : серия "Цирк"
Глядя на названия твоих основных выставок, переживаешь нечто вроде дежавю. Это же программа детской художественной школы или художественного училища! «Космос», «Парады», «Дети», «Война», «Натюрморт», теперь «Цирк»?
КБ Там ещё обязательно была тема «Производство», «Театр», «Порт», «Зоопарк». У меня всё это в том или ином виде есть. Можно, конечно, название придумать позаковыристее как для биенналле, дискурс обозначить, что-нибудь ещё прикрутить. На заборе-то много, что написано, а за ним всё те же дрова лежат. Одни и те же художники рисуют одни и те же сюжеты, но по-разному. Одни рисуют лучше, другие хуже, но в итоге-то получаются всё те же «Дети», «Парады», «Животные» и «Цирк». Да и мою любую картину можно запросто переименовать в «Цирк». Стереть старое название и угольком написать новое и ничего не изменится. Каждая моя картинка - стопроцентный цирк. Кто-то куда-то летит, бежит, падает… У меня в каждой второй картине натянута проволочка, и по ней идёт человечек. Ну, вот смотри, написано «Баррикады», а там сплошные эквилибристы, один висит, другой идёт по канату. Я рисовал цирк всю жизнь, ну, по крайней мере, регулярно возвращался к этой теме. На самом деле цирк нас окружает, куда не посмотри.
Константин Батынков. Из серии "Цирк", 2012. бумага, акрил.
Многие, если не все твои темы «родом из детства», они там как бы запитаны на его энергиях, образах, историях. Детство в твоих работах далеко вышло за границы узкой темы. Это априорная составляющая твоего искусства, его выразительная феноменология. Даже твои «Дети» именно из твоего детства. И твой «Цирк» оттуда?
КБ Просто, когда я был ребёнком, цирк был наиболее значимым видом искусства для нас тогдашних. Впечатление, полученное в детстве, хорошо укореняется. Ведь мы постоянно ходили в цирк. Во всех маленьких и крупных городах были открыты цирки, в Сочи, Красноярске. Когда я играл в баскетбол, и мы приезжали на соревнования в какой-нибудь город, то культурной программой было обязательное посещение местного цирка. Музей-то не всегда был, а цирк-то всегда. Причём гастролировали в основном одни и те же артисты. Какого-нибудь Вальтера Запашного я посмотрел раз сто, наверное. Ну а фильмов про цирк сколько было. «Цирк» Александрова, постоянно показывали по телевизору. Взять тех же Бергмана, Феллини, Чаплина. В детстве, я, конечно Бергмана и Феллини не смотрел. Но «Трёх толстяков» смотрел, с канатоходцем Тибулом, которого играл Баталов. Во всех этих фильмах, цирк это срез жизни. У Александрова сквозь его «Цирк» просматривается вся модель советской идеологии. Потом уже появились «Укротительница тигров», «Полосатый рейс». Сплошной цирк, как без него? Причём цирк на экране сильно отличается от цирка на арене. Я вживую видел много раз Никулина, Енгибарова, Шульгина, Карандаша, Олега Попова, который, почему-то, сильно не нравился детям, но официально считался самым великим клоуном. Когда в программке было его имя, дети говорили «УУУУУУ!!!!!». Все хотели Никулина, Енгибарова, которые были дико смешными и остроумными. Цирк был частью нашей жизни. Окуджава про цирк пел «Она по проволке ходила, болтала белою ногой»… Ещё лет десять назад показывали какие-нибудь фестивали цирка. А сейчас он исчез из телевизора, исчез из жизни. Может просто сама жизнь превратилась в цирк? Цирк уехал, клоуны остались, просто они сейчас иначе выглядят и называются по-другому. Хотя в Европе там цирк достаточно распространённое явление. Я много видел цирков-шапито во Франции. Маленький городок пара выступлений в выходные, снимаются с места и поехали дальше. Они приезжают с животными, со специальной техникой. Цирк это красиво, интересно. Там климат теплее, у нас с этим проблема. Девять месяцев зима. Сегодня как-то не так. Ну, понятно, что кого-то туда водят. Но, по моему, только приезжие ходят сегодня в цирк. Потом, помнишь, был «Уголок Дурова», есть ли он сейчас, даже не знаю?
Константин Батынков. Из серии "Цирк", 2012. бумага, акрил.
У тебя в этой серии исчезло, свойственное тебе динамичное развитие сюжета. Всё происходит как в мгновение ока, одновременно. Ты в последнее время заметно меняешь стилистику в сторону большей экспрессии. Сама тема способствовала этому прыжку через голову?
КБ Да у меня нечто подобное уже было. Цирк у всех разный. Очень многие художники рисовали цирк. У Шагала цирк, у Пикассо цирк. Я нарисовал все эти работы на виниле цветом. Прошлая выставка была чёрно-белая, эта цветная. Цирк должен быть в цвете, хотя я и в ч. б. рисовал. Да тут цвет относительный, хотя его много. Насчёт сюжета тоже не заморачивался. У меня там всё сразу происходит. Все летят, по верёвочкам ходят, автобусы какие-то, дрессированные черепахи. Когда начинаешь рисовать, не знаешь, чем всё это закончится, рисование напоминает цирковое представление. Здесь как в цирке ты идёшь по канату и без страховки и без батута под тобой. Последствия не гарантированы. Но в этом вся и прелесть.
Ты вспоминаешь детство, но цирк какой-то у тебя не детский получился. Очень личный такой. Не то чтобы детям это смотреть нельзя. Но при первом взгляде не то дух захватывает, не то оторопь берёт? Радикально ново!
КБ А как иначе? В цирке-то всё бывает. Тигры, слоны, собачки выступают, бегают по кругу, считают. Обезьяны, опять же. Но ни одного самолёта и вертолёта! Сначала нарисовал арену, на неё вышла лошадка, потом лошадку зарисовал, нарисовал человечков, потом вышли клоуны. Потом что-то прилетело из под купола, какой-нибудь эквилибрист посыпался. Одно проистекает из другого. Батуты, канаты. Это моё ощущение цирка. Оно своеобразное, но моё. Я не откуда не срисовывал, хотя желание было. Я сам миллион раз всё это видел. Что я лошадь не нарисую? Или какой-нибудь собирательный образ животного? То, что получилось, скорее, напоминает цирковые рисованные афиши. Отсюда всё подряд. Цирк это ведь, когда всё сразу - летит, сыпется, обезьяны орут и музыка играет! Тревожно? Ну, так это детские страхи. С возрастом пройдёт. Оторопь берёт, говоришь? Но так я же про жизнь…
Константин Батынков. Из серии "Цирк", 2012. бумага, акрил.
Ссылка по теме:
Подробнее о выставке Константина Батынкова "Цирк"смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru