Бенуа А.Н. (1870-1960). "Крымский пейзаж", 1916. Бумага с водяным знаком "LION STRONG", акварель, гуашь, белила.
Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…
Выставка открыта с 30 мая по 11 ноября 2012 года. ВНИМАНИЕ ! Работа выставки продлена до 11 ноября 2012 года.
Адрес : Государственная Третьяковская галерея, Москва, Лаврушинский переулок, д. 10, залы 49-54
С большим запозданием я посетил выставку графики в Третьяковской галерее, которая открылась в самом конце весны. Название обещало что-то основательное, простое, обычное... Однако реальность превзошла все мои ожидания. Без грамма сомнений выставку "Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…" можно рекомендовать как один из самых интересных проектов 2012 года. Работа выставки продлена до 11 ноября 2012 года.
Бакст Л.С. (1866-1924). "Портрет З.Н. Гиппиус З.Н.", 1906. Фрагмент.
Если присмотреться внимательно, то на бумаге verge можно обнаружить водяные знаки "MICHALLET"
К сожалению, большинство посетителей Третьяковки обращает крайне незначительное внимание на несколько залов с рисунками, на короткое время покинувших музейные запасники. Я был свидетелем, как зрители лишь на несколько минут заглядывали на выставку и исчезали в направлении живописных полотен, растиражированных в многочисленных художественных альбомах. А зря! «Девочку с персиками» или «Грачи прилетели» можно свободно увидеть в любое время, в то время как сама природа графики не позволяет постоянно экспонировать эти нежные произведения искусства. Свет пагубно влияет на бумагу и краски, поэтому обычный удел графики - годами храниться в музейных запасниках. И следующий раз ознакомиться с жемчужинами Третьяковской галереи мы сможем лишь по прошествии десятков лет.
Бенуа А.Н. (1870-1960). "Лестница в Версале". 1906. Бумага verge с водяным знаком "Ingres 1862", акварель, кисть, тушь, перо, черный карандаш.
Столь слабое внимание зрительских масс легко поддаётся объяснению. Небольшие рисунки, нередко выполненные в монохромной гамме, менее эффектны в сравнении с живописью и всегда проигрывают первое впечатление. Лишь специалисты и люди, увлеченные искусством, могут по достоинству оценить графику, которая словно увеличительное стекло показывает мастерство и талант того или иного рисовальщика. Тут не спрячешься за большим форматом, не скроешь ошибки за яркими красками. Ничто не демонстрирует талант художника лучше, как одна идеальная черно-белая линия. Получается, что целевой аудиторией данной выставки являются художники, искусствоведы и любители искусства. Тем не менее, любой посетитель музея сможет найти на выставке много интересного. Для этого следует замедлить шаг и внимательно рассмотреть каждый экспонат, не забывая читать таблички, рассказывающие о видах бумаг и о художественных техниках.
Мне повезло - мою работу в Третьяковской галерее сопровождала Александра Терентьева, куратор выставки. Благодаря её рассказу я узнал много нового из истории графики, ознакомился с давно забытыми основами и техниками исполнения : папье-пелле, бристольский картон, пергамент, стекло... Феерическое разнообразие видов бумаг порождало различные приемы и способы работы. Или, наоборот, сама фактура бумаги использовалась рисовальщиками для создания и усиления необходимых художественных эффектов.
Особенностям производства бумаги посвящен первый зал выставки, где можно познакомиться с историей и техникой изготовления водяных знаков и увидеть редкие образцы филиграни - бумаги с водяными знаками.
Помимо рисунков, выполненных на бумаге с водяными знаками, на выставке представлены инструменты, при помощи которых производится эта специальная бумага : формы и сетки из коллекции ФГУП "Гознак". Также зрители могут увидеть образцы бумаг с водяными знаками, изготовленной ещё в дореволюционной России.
Следующий зал демонстрирует использование цветной бумаги. Мастерское владение рисунком на цветной бумаге демонстрируют листы из цикла «Библейские эскизы» А.А. Иванова, знаменитые натюрморты Ф.П. Толстого.
Иванов А.А. (1806-1858). "Тайная вечеря (изобличение предателя)", конец 1840-х - 1850-е. Бумага коричневая, акварель, итальянский карандаш, белила.
Продолжение следует...
Ссылка по теме:
Подробнее о выставке "Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…" в Третьяковской галерее смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru
>>>> Егоров А.Е. (1776-1851). "Тайная вечеря", первая половина 1820-х. Бумага голубая verge, сепия, перо, кисть, угольный карандаш.