У В.С. Бирюкова и А.М. Черницкого, совместно пишущих о психологии воспитания, вышла в московском издательстве ЭКСМО 4-я книга: дуэт отметился квартетом. Оглашу весь список: «Как воспитывать ребенка до детского сада» (2013), «Детский сад и подготовка к школе: что еще можно успеть после 3-х» (2013), «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь» (2013), «Как учиться легко» (2014). Каждый из этих томов удостоился рецензий, соавторы дали ряд интервью. Поэтому нынче поговорим свободно, без привязки к конкретным трудам.
Н. Пашкевич. Что вы думаете о childfree - изначально спланированной бездетности супружеских пар? Сторонники подобного подхода убеждены, что, во-первых, женщина не обязана рожать в муках, а, во-вторых, из-за детей ломаются отдых, семьи и карьеры.
А. Черницкий. Вопрос риторический, Наталья. Ну что за семья без деток? Это же пародия на семью, она-то как раз и обречена. Да и для кого строить карьеру, если не ради детей? И какое удовольствие принесет жизнь, если в ней нет дочек и сыновей, внуков и правнуков? Об отдыхе вообще говорить не приходится, его хоть как-то заслужить надо. Что касается родовых мук, то они сейчас эффективно гасятся местной анестезией, скоро о них будут узнавать разве что из литературы.
В. Бирюков. Погоди, Александр, этак размоется принципиальный момент. Явлению childfree скоро полвека, и родилось оно не где-нибудь, но в предельно атомизированных США, стране максимальной личной свободы и зашкаливающего потребления. С этого эгоизма ларчик-то открывается! За детей приходится нести высочайшую ответственность, но они мешают родителям развлекаться и потреблять от рассвета до заката. Естественно, на Америку подровнялись прочие страны Запада, куда также проник опасный вирус.
Н. Пашкевич. Читала у вас: «смысл жизни и счастье, вероятно, в том, чтобы родители гордились своими детьми, а дети - своими родителями». Выходит, приверженцы childfree растаптывают самый смысл существования человечества?
А. Черницкий. Увы, метастазы созданных Западом гражданских обществ за десятилетия перестройки глубоко пронзили общества солидарного типа, в том числе в России, что мы с Виктором не раз отмечали в своих статьях. Порядка 5% фертильных (родоспособных) дам уже отказываются от материнства, и число их угрожающе растет; в тех же США прибавка составляет не менее 20% ежегодно, причем эти «антиматери» - преимущественно высокообразованные и с белым цветом кожи.
Н. Пашкевич. Поистине горе от ума!.. Кстати, об уме. В последнее время модными стали разговоры о том, будто тотальная интернетизация позволяет отказаться от интеллектуальных тренировок. Вы с этим согласны?
В. Бирюков. Вредное заблуждение, Наталья. Компьютеры и всяческие гаджеты действительно обеспечивают нас информационными потоками, которые стремительно растут, производительность микропроцессоров каждые 1,5 года удваивается. Сравните: в начале XX века полное обновление знаний происходило раз в 20-30 лет, а к его концу совокупное планетарное знание полностью обновлялось за шесть лет - впятеро быстрее. Сейчас объем информации и вовсе удваивается ежегодно, но спустя несколько лет это удвоение будет занимать всего-навсего около 70 суток.
А. Черницкий. Между тем усвоение информации требует колоссального напряжения ума. Сама по себе информация в голове не уложится. Вот вы, к примеру, видите результаты интернет-поиска - десятки, сотни, порой тысячи. Каким сайтам из этого списка доверять, а какие отбрасывать в силу их ненадежности? Для ответа нужно, во-первых, обладать немалой эрудицией, а, во-вторых, мощно «шевелить извилинами».
Н. Пашкевич. И что отсюда следует?
В. Бирюков. Важный вывод: люди либо развиваются, либо деградируют, третьего не дано. Если за день-два вы не узнали нового, то отстали. Ведь человечество за тот же срок постигло прежде «замурованные» тайны мироздания, ушло вперед, увеличив «поверхность соприкосновения» с непознанным. И чем меньше мы накачиваем мозг, чем слабее развиваем память, тем ниже опускаемся к животному миру. Чтобы избегать деволюции, необходимо каждый день двигаться вперед, от одних знаний и дел к другим. Непрерывное поглощение знаний больше не ассоциируется лишь с учащейся молодежью, это теперь и удел взрослых, - всех без исключения сапиенсов.
А. Черницкий. Здесь кроется смысл сократовского «я знаю, что ничего не знаю». Сократ представлял знание в виде шара, окруженного незнанием. Чем больше знание, тем больше поверхность шара, и по мере роста шара растет площадь окружающего его незнания. Огромные знания, которыми обладал Сократ, открыли ему глаза на бездну непознанного - собственное невежество. Да и само знание в мудрой сократовской голове было несовершенным, неистинным, неабсолютным, ибо накапливалось без учета безбрежного океана незнания.
Н. Пашкевич. Скажите-ка, зачем призывы к познанию вы разбавляете пропагандой религий? Сегодня здравомыслящие люди осознают, что всякая религия произросла из мифов, рожденных во тьме первобытного разума. К чему грузить детей морально устаревшей информацией?
В. Бирюков. Могу поддержать вас «тяжелой артиллерией». Нобелевский лауреат по физике Стивен Вайнберг из США считает: «Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами». Но! Ни один серьезный ученый не скажет, что культурному человеку ни к чему история. Понимаете, анализ ошибок предков зачастую позволяет избегать подобные ошибки потомкам. А происхождение религий - неважно, верующий вы или атеист, - часть мировой истории.
Н. Пашкевич. Однако школьный образовательный стандарт с недавних пор пополнился курсом «Основы религиозных культур и светской этики»!
А. Черницкий. Доносить до ребят догматы разных конфессий либо живую ткань истории - абсолютно разные вещи; так, понятие филиокве далеко не всякий взрослый осилит. Но вот вам настоящая загадка: где состоялась казнь Иисуса Галилеянина? На Голгофе близ Иерусалима? Или в Кесарии, где находилась резиденция римских прокураторов? Нет точного ответа! Относительно дат жизни тоже расхождения: Иисус родился между 12-м и 4-м годами до новой эры, а распят в период с 26 года по 36-й.
В. Бирюков. И разве неинтересно чаду узнать, отчего катавшийся от рождения как сыр в масле царевич Гаутама 2500 лет назад отказался от семьи и наследства, уйдя в 29 лет бродяжничать по Индии? И как Гаутама в итоге достиг «наивысшего просветления», став первым Буддой, удалившись в нирвану? Или взять саму разницу между язычеством и единобожием: ребенок же способен осилить ее еще в детсаду. Ведь половина рода людского верит в единого Всевышнего (христиане, мусульмане, сикхи, иудеи), а другая половина - в целое сонмище богов и духов (индусы, буддисты, конфуцианцы, синтоисты, даосы).
Н. Пашкевич. Иными словами, современным детям не следует «подсовывать» брахманических вед, буддистских гатх, иудейской Библии, христианского Нового завета, мусульманского Корана и так далее. Все равно без доходчивых комментариев ученых-популяризаторов дети этого не осмыслят?
В. Бирюков. Ну что значит «подсовывать»? Взрослые просто обязаны обеспечить детям свободный доступ к священным текстам напрямую. Но покажите мне, в какой школьной программе ребенка озадачат вопросом: почему иудейские мистики (каббалисты) представляли себе Вселенную почти точно такой, как маги буддизма? Практическая каббала возникла в средневековой Западной Европе, где не подозревали о людях, ищущих путь в нирвану; в свою очередь, буддисты проживали в ту пору в Восточной Азии и не ведали о какой-то там Европе.
Н. Пашкевич. В своих книгах вы вскользь упоминаете паранормальные явления, то бишь веру в сверхъестественное. Оно и немудрено, если по федеральному каналу в прайм-тайм транслируется «Битва экстрасенсов»! Вот вы сами, Виктор Степанович и Александр Михайлович, верите в чудеса или, скажем, в существование инопланетян?
А. Черницкий. У нас с Виктором имеются тут расхождения, но они не могут быть предметом спора, поскольку человечество пока не доказало ни одной из этих точек зрения. Российский нобелевский лауреат по физике Виталий Гинзбург некогда сформулировал нам: «Лженаука - любые утверждения и взгляды, противоречащие твердо установленным фактам и теориям. Вот почему до создания классической механики Галилеем, Кеплером и Ньютоном астрология не являлась лженаукой, так как не было еще доказано отсутствие связи между положением планет и звезд с поведением человека».
В. Бирюков. Между прочим, из упомянутой астрологии родилась астрономия. То же касается и алхимии: да, она не изобрела способ получения золота из дешевых материалов, зато породила химию. Говорить о лженауках с детьми нужно очень аккуратно, вдумчиво подбирая слова. Сегодняшнее чудо завтра вполне сможет объяснить шагающая семимильными шагами наука. Например, вполне допускаю, что спустя несколько лет ученые расскажут, каким образом блистательно предсказывала знаменитая Ванга.
Н. Пашкевич. Но до этого прорыва люди остаются наедине со своей верой в потусторонние силы. Вы пишете, что «чудеса существуют исключительно для тех, кто верит в их существование, а продемонстрировать чудеса другим - тем, кто в них не верит, - невозможно».
А. Черницкий. Эту мысль с присущим гению тонким совершенством, не оскорбляя чувств верующих, выразил Альберт Эйнштейн: «Господь изощрен, но не злонамерен». Тем не менее, подлинные чудеса прочно вошли в нашу жизнь: антибиотики, автомобиль, телефония, ТВ, Интернет, самолет, ракета, трансплантология... Это не печь Емели, не колдовство Золотой рыбки, не палочка Гарри Поттера, но величайшие творения разума. И мы призываем взрослых систематически передавать веру в его силу своим ребятам.
Н. Пашкевич. В завершение нашей беседы хочу затронуть достаточно хрупкую тему либидо. В частности, вы утверждаете, что минимумом либидо обладают так называемые бомжи. Возможно ли увеличивать эту энергию?
В. Бирюков. Пси-энергия человека состоит из животного инстинкта самосохранения и чисто человеческой психической энергии - либидо. Вот только инстинкт самосохранения разделен между людьми примерно поровну, а количество либидо у всех разное. И единственный источник его пополнения - сила воли. Она поддается тренировке, поэтому либидо возможно наращивать, обучая ребенка волевым усилиям. Для этого родители с первых лет жизни ставят детям яркие и высокие цели. Иными словами, только от мам и пап зависит, вырастет их малыш интеллектуалом и вожаком или превратится в бомжищу, станет ничтожным человечком на побегушках либо превратится в лидера.
Вопросы задавала Наталья Пашкевич
Первоисточник: Наталья Пашкевич. Чтобы вырастить лидера (интервью Виктора Бирюкова и Александра Черницкого) // Портал «ЛайвЛиб». -- 18 января 2015