Александр Черницкий (Москва)
Вероятно, с поколенческой точки зрения 2000-е годы соотносятся с 1980-ми примерно так, как 1930-е соотносились с 1900-ми. Тогда в самостоятельную жизнь шагнула первая генерация, для которой Российская империя была абстракцией; ныне на старт вышли ребята, которые не запомнили Советского Союза.
Те, кто после революции 1917-го, уже не пели «Боже, царя храни», не ходили в церкви, поклонялись Ленину и Сталину, изо всех сил презирали «бывших» - дворянство (включая офицерство), интеллигенцию и прочих. Их внуки и правнуки после революции 1991-го, больше не носили октябрятских звездочек, не давились в очередях за дырявыми пакетами молока, не звонили с помощью «двушек», не ездили в метро за пятак, зато травили анекдоты про Ельцина и Горбачева.
Но имелось еще одно куда более существенное отличие между поколениями 1930-х и 1980-х. Первые росли в атмосфере пересудов о развале великой империи, исподволь пропитываясь невнятным ощущением унаследованной ущербности и мечтая о восстановлении порушенных рубежей.
Никакой подобной ностальгии не испытывают нынешние 20-25 летние. Их мечты сводятся к крутым тачкам и шмоткам, модным тусовкам и отдельным квартирам «без предков», всевозможным гаджетам и скоропалительному сексу. Заодно они люто ненавидят собственных советских соотечественников - тех самых смуглых людей, которые в любую погоду выскребают улицы наших городов и возводят один за другим российские микрорайоны.
Рассуждая таким образом, автор решил адресовать данную статью прежде всего современной молодежи с ее, образно говоря, израненными анализаторами в бортовых компьютерах. Кто воспитывал этих ребят, за исключением бабушек, телевизора, беспорядочного интернет-контента и двора? Учителям и родителям было не до этого - приходилось надрываться ради прокорма, выживания. Что остается? Мода? Реклама, подражание «крутизне».
О качестве подобного воспитания цинично говорит председатель Московской хельсинкской группы Людмила Михайловна Алексеева (радио «Свобода», 13 мая 2012): «Как сравнивать 90-е годы и путинское время? 90-е годы были наш золотой век. Не потому что власти так осознали права человека и их выполняли. Ничего подобного! Но дело в том, что государство было слабое. Они там что-то делили - имущество, должности, чего-то там старались сделать. Потом денег у них не было. В общем, им было не до нас, я имею в виду не до правозащитников, а вообще людей».
Как видим, - ни слова о державе, которая рассыпалась только что, на рубеже 1990-х. Главное - «государство было слабое». Вот она, мечта-то! При слабом государстве никто не мешает ретивым борцам за права россиян тихой сапой и далее разваливать Родину, дружно распиливая щедрые пожертвования из-за рубежа. «Шакалить у посольств» - лучше и не скажешь.
Никому, за исключением отдельных группировок в самой власти, до этого катастрофического сценария и дела-то нет. Невольно вспоминаются слова, произнесенные «этим ужасным» Сталиным в день капитуляции Японии: «Мы, люди старшего поколения, сорок лет ждали, когда Япония будет сокрушена и когда Курилы и Сахалин будут возвращены России. Сорок лет мы ждали этого часа, и этот час наступил».
А вот послевоенное выступление Молотова в Моссовете: «Мы вернули все, мы вернули Прибалтику, мы вернули Бессарабию, мы вернули Западную Украину и Западную Белоруссию, мы вернули многие другие земли, мы вернули. Мы даже взяли Кенигсберг и овладели незамерзающим портом на Балтийском море».
Наверняка Сталин был исчадием ада, а Молотов - его кровавым сатрапом. Однако какая гордость в их высказываниях! Оба ощущали генетическое сродство к утраченным землям и народам. Патриотизма в тоталитарных лидерах было несопоставимо больше, чем в современных университетских болтунах и политических плейбоях, которые корчат из себя великих демократов, а живут исключительно ради личных забав.
Вот почему ненавистные и косноязычные Сталин с Молотовым вписаны в Историю навечно. А гламурные, сладкоголосые немцовы с миловыми да касьяновыми обречены на полное изъятие из нее. Взамен мы слышим истошные вопли «Хватит кормить Кавказ» - вот что всерьез занимает юные умы! Более того, такой корифей культурологии как И.Г. Яковенко очень высоко оценивает вероятность отделения вдобавок Сибири и Дальнего Востока (наш обстоятельный разговор с Игорем Григорьевичем состоялся 17 марта 2013 года).
Но кому война, а кому мать родна. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не на шутку изумился, когда сравнительно недавно (19 октября 2010 года в ИНСОРе) автор этих строк затронул данную тему: «А зачем они нам нужны-то, эти бывшие республики?!»
«Помилуйте, но Россия их приручила, а после бросила. Словно капризный барчук вышвырнул на помойку надоевших домашних зверьков!»
Впечатление такое, будто экс-министру экономики России Ясину за последние 25 лет ни разу и в голову не пришло, что узбеки, азербайджанцы и разные там молдаване (не говоря уже об украинцах и белорусах) - такие же «свои» люди, что русские, татары и чукчи. Невозможно ведь оспорить того факта, что жители всех бывших республик пока еще заметно выделяются среди прочих народов планеты. Всех их объединяет мощная и органичная вовлеченность в Pax Ruthenia - Русский мир.
На прощание мы попытались напомнить профессору Ясину, что все бывшие советские республики являются частями одного-единственного тела, демонтированного в перестройку. «А вы знаете, Россия еще недооценила всех выгод от того, что избавилась от этого балласта, - многозначительно молвил наш собеседник и тонко прищурился. - Не все еще плюсы подсчитаны!»
Последнюю реплику Евгения Григорьевича надо понимать, очевидно, следующим образом: «Погодите, не все еще благоприятные итоги развала страны проявились, а вот когда проявятся - то-то возрадуемся!» Непросто прокомментировать подобное отношение к родине. А ведь оно, по нашим наблюдениям, очень характерно для профессуры Высшей школы экономики. Может, сознание профессиональных экономистов «по умолчанию» отбрасывает все то, что не влезает в столбцы дебета и кредита? А почему бы и нет?
К примеру, науке известно затерянное в горах первобытное племя, над которым дважды в день проносились пассажирские самолеты. Когда антропологи наткнулись на дикарей, то были поражены тем, что те ни разу не видели и не слышали никаких «железных птиц»: первобытное сознание отбрасывало все, что было связано с формированием зрительных и слуховых образов, какие вызываются летящими самолетами.
Видимо, цифры экономии на отсутствующих конечностях России спасают г-на Ясина и его коллег от фантомных болей. Ну что ж, бог судия экономистам. Возможно, они по образу мыслей - объективно, так сказать, - не самые верные дети своей земли.
На подобном фоне наша постперестроечная молодежь (условное понятие, т.к. никакая перестройка в реальности не закончилась), не проявляла решительно какого-то ни было интереса к теме реинтеграции страны. Но в чем же тогда принципиальное отличие правозащитников 1990-х от их «белоленточных» коллег по 2010-м?
Дело в том, что канула в лету угроза реставрации социалистического махины - главной страшилки 1990-х, под которую с Запада текли долларовые ручьи. И тут же во весь свой гренадерский рост поднялись новые обвинения в адрес России - несправедливые выборы, коррупция, зависимые суды, полицейский произвол, низкая производительность труда, неуважение к стандарту и пр.
Смотрите, что произошло: на смену слабому государству пришло государство сильное, укрепленное Владимиром Путиным. И правозащитное движение мигом развернулось от грантоотсасывания и вдохновенного добивания державы к борьбе за власть. Вновь процитируем Игоря Яковенко: «Какая-нибудь "белоленточная" оппозиция может быть вполне за новую Россию, только за Россию изменяющуюся. Надо понимать: вот эта контрэлита за Россию... чтобы разобрать ее на части».
Отсюда, собственно, и проистекает вся «белоленточность». Смысл ее деятельности, согласно классическому сценарию цветной революции: даешь честные выборы! Тут ведь неважно, какими будут или были выборы на самом деле. Оппозиция задолго до дня голосования объявляет, что грядут массовые подтасовки. А следовательно, выборы нелигитмны, поэтому даешь новую думу, даешь нового президента! Но что же в итоге принесут кристально честные выборы?
«Есть эти, так сказать, рассерженные горожане, есть оппозиция, у них все сводится к чему? - спрашивает И.Г. Яковенко. - Надо справедливые выборы. Ну ладно, вот вы завтра победите, а дальше что? Какая позитивная программа? Об этом никто не говорит... Конечно, демократия необходима. Конечно, на сегодняшний день парламент, извините за выражение, это цирк. Но только выборы одни демократические процедуры проблем в обществе не решат. Необходима продуманная стратегия изменения психологии, культуры».
Иными словами, «белоленточные» любой ценой рвутся заменить команду Путина у власти, а уж дальше ровным счетом ничего не изменится. Новая команда будет пилить не хуже прежней, при этом идеология не имеет никакого значения. Ну никак нельзя согласиться, будто упорно присваивающий себе роль координатора Левого фронта Удальцов - сталинист и протаскивает проект возрождения коммунистической империи. На самом деле Удальцов занимается самопиаром путем уличных дурачеств: все, больше ничто его не заботит. Это видно невооруженным глазом и в этом нам фактически признавалась супруга Удальцова, дипломированный спец по событийному маркетингу.
Ни разу «лидер левой оппозиции», как называют Удальцова, не выступил, например, за национализацию месторождений, о чем хотя бы твердит дядя Зю. Помните, как год назад на так называемом на «Марше миллионов» полиция задерживала Навального, Немцова, Удальцова? Этим здоровенным, крепким парням Родина вообще по барабану. Они - эксгибиционисты, им требуется, чтоб о них говорили, чтоб их показывали по ТВ. Абсолютно пустые люди, рядом с которым Путин - настоящий патриот. На некоторых кадрах Удальцов несет какую-то ахинею сразу в два «матюгальника». И тут к нему подходят полицейские, уводят со сцены, словно шалуна из песочницы, он роняет свои мегафоны. Такой большой и бесполезный мужчина, который нашел смысл жизни в уличном шутовстве. Какая уж там Родина...
...Нередко оппозиция меняла ход самой истории - как в лучшем, так и в худшем направлениях. Возможно, самые успешные оппозиционеры на свете - те люди, которые откололи Америку от Британии, создав США. Пример обратного рода представили собой немецкие нацисты, захватившие власть и учинившие человечеству невиданную прежде мясорубку. А что натворили наши отечественные оппозиционеры новейшего времени? Дважды с мазохистским наслаждением угробили собственную Родину.
А ведь господь любит троицу - помните об этом, девушки и юноши 2013-го. А иначе, как предрекает в одной из статей 2012 года Яковенко, «реально Россия сходит с исторической арены».
Первоисточник: Александр Черницкий. Крутой вираж российской оппозиции // Война и мир. - 12 мая 2013