Выбора нет

Feb 18, 2012 04:55

Трудно писать об этом фильме и избежать спойлеров, но долг зовет:).


Адвокат, вдовец и отец одиночка вынужден оставить сына и отправиться в командировку в отдаленную деревню- привести в порядок бумаги умершей клиентки его конторы. А в деревне умирают дети. И все из- за призрака женщины в трауре- обитательницы проклятого дома.
Не нужно ждать технических чудес и оригинальных спецэффектов - их избегали совершенно сознательно. Режиссеру явно было интересно уйти как можно дальше от «аватарнутого» современного кино и посмотреть, насколько старое и доброе еще способно трогать сердца зрителей. Съемки были закончены полтора года назад- и выйди фильм сразу, режиссер получил бы массу комплиментов за смелый эксперимент- ставку на «старомодность» и простоту. Теперь эти лавры пожинает Хазанавичус с его великолепным «Артистом».
Что ж, нам остается только держать в уме- кто, на самом деле, был первым. И наслаждаться ювелирной работой всей группы- от композитора до костюмера. Зрителя возвращают во времена, когда уровень технологий и количество выпускаемых картин еще позволяли фильмейкерам обращать внимание на «детали и мелочи». По этому деликатесу мы, наевшиеся масштабными сценами с миллионами нарисованных статистов, как выяснилось, очень соскучились.

Актерский ансамбль не разочаровывает. В этом фильме все персонажи, кроме главного героя и его добровольного наставника и помощника, появляются лишь эпизодически, но «массовка», тем не менее, делает атмосферу этого кино подвижной и свежей, создает контраст намеренно замедленному темпу повествования и гнетущему пейзажу.
О Редклиффе стоит поговорить особо, поскольку он присутствует в девяносто пяти процентах кадров. При минимуме диалогов и максимуме крупных планов. О тяжелом наследии Гарри Поттера можно забыть сразу. Общими усилиями и талантами был открыт новый, настоящий актер. Уоткинс нашел идеального артиста для исполнения поставленной задачи- уйти от всего, что может облегчить жизнь актера и режиссера, от любых технических «костылей». Кому, как не Редклиффу, можно доверить сорок минут «немых сцен»? Конечно, Дюжардену все из того же «Артиста»- можно. Но в этом фильме для ведущего актера не предусмотрены козыри в виде танцев и сверкающих улыбок. Личным обаянием пользоваться запрещается. Так что Дюжарден отпадает. На сегодняшний день нет в кино более выразительного лица, чем лицо Редклиффа- это медицинский факт. И молодой режиссер рискнул, поставил все на темную лошадку с почти безнадежным имиджем: «ребенок-звезда». Думаю, выиграл. Российские прокатчики, правда, допустили, серьезную ошибку: не надо было отдавать озвучку тому же актеру, который озвучивал Поттера. Или уж тогда требовать от него сделать то же, что и Редклифф- практически полностью сменить тембр и интонацию. В английской версии это сработало, а нам придется сосредоточиться во время просмотра:)

«Женщина в черном»- очень страшное кино, но вовсе не потому, что постоянно ждешь нападения из-за угла или лужи крови на белой скатерти. Да, продюсеры позиционируют его как хоррор- понятное дело, «классический фильм ужасов» продается легче, чем «авторское кино- размышление о смысле жизни». Но мы- то можем себе позволить такую роскошь, как честность. Ужас не в гнилых трупах и висельниках, ужас- наша повседневная жизнь, в которой страшным образом сочетаются предопределенность и неведение. Мы ныряем в в это страшное ежедневное болото, рискуя жизнью, чтобы вернуть безвозвратно потерянное, призываем на помощь живых и мертвых, бродим в тумане в поисках света. Иногда мы даже совершаем подвиги и наше благородство, конечно, заслуживает награды и исполнения самой главной, самой светлой мечты. Сценарист Джейн Голдман и режиссер Джеймс Уоткинс говорят нам, что праздника не будет никогда. Мы обречены на страдания с момента рождения и бессильны перед лицом судьбы. Жизнь- темный коридор и в наших силах выбрать только скорость движения к неизбежному концу. Мы не узнаем, где нас ждет поворот, за которым, в конце концов, страшный коридор закончится.
И в этот отчаянный момент, когда неизбежное происходит, создатели наконец-то впускают в мир луч света. Смерть и есть награда. Избавление от ужаса неизвестности происходит только тогда, когда заканчивается неизвестность, а боль от потерь заканчиваются тогда, когда происходит воссоединение с ушедшими- не раньше. Но, на наше счастье, мы все там будем. А до того момента наша участь- мучиться, бояться, бороться и терять. И ждать своего поезда.

Как сказал Вуди Аллен, мистика, даже самая страшная, дает надежду. «Она обещает загробную жизнь». И с этой точки зрения фильм гуманен и светел. Тем, кто верит в привидения, будет изрядно не по себе после просмотра.
Но настоящий ужас ждет тех, кто в привидения не верит.

Семь из десяти. Вообще, конечно, восемь. Минус балл за крах надежд.

"Женщина в черном", депрессняк, Нетленка

Previous post Next post
Up