May 21, 2015 11:34
Вопрос всплыл в беседе с хорошим человеком. Само по себе слово подозрительно. Как-то некрасиво делить людей на высоко-низко-духовных.
Тем не менее, вопрос не праздный. Как минимум, надо ж иметь какие-то ориентиры, автритеты. У каждого должен быть свой "махатма ганди" для подражания)) Даже если человек глубокий атеист и желает быть таким как Ленин, или Петр Первый, или Абрамович.
Говоря языком психоанализа, это вопрос влюбленности или переноса. Мы ищем что-то лучшее в себе, и встречаем в подходящем человеческом образе. Отсюда распространенная критика религии - Бог, это просто идеализированный образ человека.
Но и это не решает вопрос. Неужто нет объективного критерия "хорошего человека"?
Видимо, нет. Но это не повод для пессимизма. Кто ж запретит строить мир по своему образу и подобию? ))
В психотерапии это один из серьезнейших вопросов, к которому довольно трудно подобраться. Смысло-образование, вера в будущее, в себя, в свои силы. В беседе со здоровым человеком чувствуется добротное напряжение между явно-неявным проживанием своих идеалов. Человек точно знает во что он верит, но у него нет потребности рационализировать "во что именно". В кризисном состоянии.... такова суть кризиса - идеалы не работают и приходится искать что-то рациональное, внешнее, доказанное. Если докопаться до разрушенных идеалов и надежд, то человеку бывает очень больно. Потому некоторые "духовные люди" прячутся под маской улыбчивости, чтобы скрыть боль.
психологическое,
возвышенное,
фрейдизм,
религиоведение