Sep 28, 2011 01:55
Семинар 9 октября в 15-00
по адресу: СПб, 18 линия ВО, дом 1. музей Рерихов.
В том числе и эти (мои) тезисы там будут обсуждаться.
Задавая вопрос об истинности того или иного текста, учения, понятия, мы вовлекаемся в ситуацию властных отношений. Всякий текст (язык) является «мостом» между нами и миром явлений. На уровне формальной логики или семантики вопрос «истины» это вопрос метода, операционных средств. На уровне религии или культуры вопрос «истины» - это отношений субъектов культуры (человек, страна, этнос, социальный слой…) Например, «неистинность» религии, озвученная лицом, наделенным властью, может понизить социальный статус людей, отождествляющих себя с этой религией.
Критерии «истинности» различаются соответственно уровням коммуникации.
На мифо-психологическом уровне коммуникации «истинным» становится описание, дающее сиюминутное, мгновенное чувство сопричастности, цельности. Миф - это «объяснение», рассказ о страшном, опасном мире. На уровне архаичной целостности сознание не задается вопросом «истинности», а принимает как реальность любое описание, дающее психологический комфорт.
На уровне теологическом (религиозном) понятие «истинности» включено в сам текст, как источник культурного конфликта. Культурно молодая религия задает новое измерение реальности, конфликтует с традицией, прямо называет где Истина и где ложь. Культурно старая религия обретает черты идеологии и опускается на уровень мифо-психологический. Однако вопрос об «истинности» на теологическом уровне коммуникации также не ставится - Истина дается как Данность.
На философском уровне коммуникации истина является результатом обобщения всех существующих мнений на основании здравого (общего) смысла. Здесь возникает трудность в приведении всех понятий к здравому смыслу, что невозможно например для теологического дискурса, где истина может не соответствовать критерию нормальности («ударят по одной щеке, поверни другую»).
На уровне юридическо-научном критерий «истинности» - это законодательный акт, приводящий к однозначному следствию («незнание закона не освобождает от ответственности»). Исторически религия имеет статус закона (например, иудейская Тора), однако такое положение вещей возможно при социальном неравенстве архаического мира (социальные нормы диктуются сверху). Разделение труда, развитие институтов, дающих реальное социальное равенство, приводит к выделению законов (юридических и научных) в область безличного формулирования и властного давления. Прикладная наука (вне религии и философии) - не поиск истины, но средство овладения силами природы, либо средство ограничения допуска к природным ресурсам иных претендующих (военные цели).
Вопрос об истинности символической либо религиозной системы знания решается в пределах уровней коммуникации:
- либо мы принимаем психологически важные (необходимые, «истинные») для нас описания бессознательного;
- либо мы доверяем понятиям теологического дискурса, мыслим строго в границах «истинной» веры, отвергаем иные способы описания, как ложные;
- либо пытаемся найти «поли-истинное» философское обобщение различным методам описания;
- либо формулируем [истинные] законы, действующие с необходимостью во всех сферах бытия, а также реализуем властные полномочия, используя эти законы (в отношении природы или людей).
В современной европейской культуре юридически-научный дискурс является доминирующим. Законы природы полагаются «истинными», если они «работают», то есть реализуют власть над природой, людьми и т.п.
философия,
религиоведение,
философия власти