Это
выяснилось на основании предварительной расшифровки записей речевого самописца. Слышно, как отодвигается одно из кресел в кабине, потом пилот выходит, и закрывается дверь. Через некоторое время раздается негромкий стук. Потом слышно, как человек за дверью пытается ее выбить. Всё это время кабина молчит...
Система открывания дверей в кабину пилотов «А-320» учитывает различные ситуации и должна обеспечить безопасность полета. Просто замуровать дверь на время полета нельзя: пилотам нужно выходить в туалет. Но как сделать так, чтобы вышедший пилот мог вернуться, а террорист не мог ворваться в кабину?
Для этого над входом установлена видеокамера, а между пилотскими креслами расположена ручка открывания двери, у которой есть три положения: «открыто», «нормально» и «заблокировано». Выходя из кабины, пилот закрывает дверь, и ручка оказывается в положении «нормально». Возвращаясь, он стучит, и оставшийся, посмотрев в видеокамеру и увидев знакомое лицо, переводит ручку в положение «открыто». Но что если оставшийся пилот потеряет сознание?
На этот случай над дверью установлен кодовый замок, с помощью которого пилоты или бортпроводники, знающие код, могут открыть дверь, даже не получив согласия пилота, оставшегося в кабине. Но тут возникает новая опасность: а что если террорист возьмет пилота, вышедшего из кабины, в заложники, приставит нож ему к горлу и заставит ввести код? Ну или просто подсмотрит его?
На этот случай предусмотрена защита. Дверь не открывается мгновенно после введения кода. В кабине звучит сигнал, извещающий, что дверь пытаются открыть извне, и у пилота в кабине есть несколько секунд, чтобы посмотреть в видеокамеру и, если в дверь пытается проникнуть кто-то нехороший, перевести ручку в положение «заблокировано». Когда ручка в таком положении, открыть дверь снаружи невозможно. Но что если пилот переведет ручку в положение «заблокировано», а затем потеряет сознание?
А на этот случай сделано так, что ручка в положении «заблокировано» может находиться только некоторое время, выбранное в настройках, - от 5 до 20 минут. Затем ручка переходит в положение «нормально», и дверь можно открыть.
Таким образом, либо пилот, вышедший из кабины, забыл код, что маловероятно, либо пилот, оставшийся в кабине, сознательно перевел ручку в положение «заблокировано». Это еще невероятнее, но ведь он, кроме этого, направил самолет на быстрое снижение…
Как видите, система открывания двери в кабину пилотов готова отразить террористическую атаку и спасти самолет в случае потери сознания одним из пилотов, но вот в ситуации, когда пилот, оставшийся в кабине, начинает действовать неадекватно, эта заблокированная, прочная дверь, которую невозможно выбить извне, превращает самолет в гигантскую смертельную ловушку. И никакая хитрость конструкторов, проектирующих самолеты, здесь уже не поможет. В любой, сколь угодно изощренной системе защиты всегда есть какой-то последний человек, которому уже приходится просто доверять.
Комментарий на сайте «Daily Mail»: «Пилот, выбивающий дверь в кабину самолета, - это не то зрелище, свидетелем которого хочется стать».
В истории авиации уже были случаи, когда пилот пассажирского самолета кончал с собой, разбив самолет. Но от немецкого пилота подобного не ожидал никто. Следователи продолжают искать другие возможные объяснения причин катастрофы, унесшей жизни 150 человек.