Франция играет против России
На Ближнем Востоке
Сегодня в Дамаске стартует четырехсторонний саммит с участием президента Франции Николя Саркози, президента Сирии Башара Асада, а также премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана и эмира Катара Хамада бен Халифа Аль Тани. Как заявил французский лидер, эта встреча ознаменует собой новый этап в ближневосточном урегулировании. Как автор проекта Средиземноморского союза, Николя Саркози крайне заинтересован в том, чтобы Франция играла решающую роль в регионе. Между тем усиление на Ближнем Востоке Парижа, играющего в одной команде с Вашингтоном, автоматически приведет к снижению здесь влияния Москвы. Ближайшей целью американо-французской дипломатии на Ближнем Востоке является недопущение военного присутствия России в сирийском порту Тартус.
О том, насколько сильно Николя Саркози стремится сделать Францию ведущим игроком на ближневосточной арене, можно судить по объему повестки дня сегодняшнего саммита в Дамаске. Даже президент США Джордж Буш во время своего последнего турне по странам Ближнего Востока едва ли успел обсудить с их лидерами половину тем, обозначенных в текущей «повестке Саркози».
Представители Франции, Сирии, Катара и Турции собираются поднять очень широкий круг вопросов - от ситуации в Ираке, Ливане и Палестинской автономии до отношений Европы и арабского мира, а также иранской ядерной программы и непрямых переговоров между Сирией и Израилем. Конечной целью этой программы является обсуждение ряда мер, направленных на «установление мира и стабильности в регионе».
Однако от текущего саммита, как и от последующих мероприятий с участием французской стороны, вряд ли стоит ожидать каких-либо прорывных решений в урегулировании процессов на Ближнем Востоке. Главной целью французской дипломатии в регионе является усиление влияния Парижа как лидера недавно созданного Средиземноморского союза. Для этого вовсе не обязательно в срочном порядке решать все проблемы и конфликты регионального значения. Достаточно лишь выбить из процессов, происходящих сегодня на Ближнем Востоке, своих конкурентов.
США, обладающие сегодня фактической монополией в регионе, не являются конкурентами Франции - оба этих государства по сути играют в одном лагере. Единственной страной, которая могла бы претендовать на звание конкурента Франции и США на Ближнем Востоке, является Россия. Несмотря на то что российская дипломатия в регионе намного менее активна, нежели дипломатия Парижа и тем более Вашингтона, только у Москвы сегодня имеются достаточные ресурсы для того, чтобы отстранить США и их союзников от основных процессов в ближневосточном урегулировании.
В отличие от стран «западного лагеря» Россия является единственным игроком на Ближнем Востоке, который старается поддерживать баланс в своих отношениях как с Израилем, так и с руководством Палестинской автономии. Кроме того, только Москве удалось установить официальные контакты с движением «Хамас», которое находится сегодня у власти в Секторе Газа. У Кремля одновременно налажены близкие отношения с ведущими странами Ближнего Востока - Ираном и Сирией, без участия которых невозможно решить целый ряд региональных конфликтов, чем не могут похвастаться ни США, ни Франция.
Кроме того, война в Южной Осетии резко активизировала российско-сирийское сотрудничество. Сирийская сторона в лице президента страны Башара Асада предложила России начать строительство собственной военной базы в порту Тартус. Это сближение и военное присутствие сил РФ на Средиземном море в перспективе могут привести к значительному усилению позиций Москвы на Ближнем Востоке.
Однако резкая активизация французской дипломатии на Ближнем Востоке (нынешний визит президента Франции в Дамаск - первый за последние шесть лет) наравне с нарастающим влиянием США, напротив, играет на снижение здесь роли России. Присутствие флота США и стран НАТО в Черном море также сковывает возможности ВМФ РФ в Средиземном море. В конечном итоге Россия рискует быть окончательно выбитой из процессов урегулирования на Ближнем Востоке. Падение авторитета Москвы как сильной региональной державы может привести к тому, что Сирия вынуждена будет пересмотреть свое решение о строительстве российской базы в Тартусе.
Несмотря на общее обострение отношений с Западом после войны в Южной Осетии и тяжелую обстановку в мире, России предстоит преодолеть свое невнимание к ближневосточным проблемам, на которых завязаны ключевые узлы международных отношений. В ближайшей перспективе стоит вновь поднять вопрос о проведении в Москве ближневосточной конференции, которая бы стала «альтернативным Аннаполисом». Кроме того, у Кремля пока сохраняется хороший шанс упрочить свое влияние в регионе посредством широкой и уверенной поддержки Ирана.
ИРИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА
04.09.2008
http://rbcdaily.ru/2008/09/04/focus/376183