Аль-Азхар и государственная власть в Египте в конце ХХ - начале XXI в.

Nov 13, 2010 12:55

Текст доклада на Второй международной конференции "Мир ислама: история, общество, культура", 28 - 30 октября 2010 г.
Расширенная версия доклада будет опубликована в виде статьи в сборнике, изданном по итогам конференции.

В мусульманском мире и в Египте Аль-Азхару, благодаря его более чем тысячелетней истории, принадлежит особое место. Это старейшее учебное заведение богословского толка - оно готовит религиозные кадры не только для Арабской республики Египет (АРЕ), но и для целого ряда других государств с мусульманским населением. Аль-Азхар также является богословско-дискуссионным и богословско-правовым институтом и играет ведущую роль в формировании официальной религиозной политики в Египте. Улемы Аль-Азхара во главе с Верховным шейхом принимают непосредственное участие в обсуждении вопросов, связанных с религиозной жизнью мусульман, и выносят свои решения - фетвы - в соответствии с принципами шариата. По мнению ряда исследователей, авторитет Аль-Азхара выходит за рамки египетской религиозной общины.

Характер его деятельности и роль в жизни мусульман во многом определяются спецификой взаимоотношений с египетскими властями. Ключевые административно-финансовые вопросы жизнедеятельности Аль-Азхара решаются органами исполнительной власти, а также лично президентом республики. Такой порядок установился после принятия закона № 103 от 1961 г. «О реформировании Аль-Азхара».

Процесс централизации, которому подвергся Аль-Азхар в 1960 - 1980-х гг. существенно ограничил степень его самостоятельности. Деятельность Аль-Азхара приобретала политический характер. Это нанесло определенный ущерб его авторитету как, прежде всего, богословскому учреждению. Так, при Насере улемы Аль-Азхара один за другим выносили религиозно-правовые суждения о соответствии ислама и особых принципов социализма, выдвинутых президентом республики в качестве новой господствующей идеологии - исламского социализма, а при Садате Верховный шейх издал фетву о соответствии принципам ислама мирного договора Египта с Израилем от 1978 г.

После прихода к власти Хосни Мубарака в 1981 г. давление на Аль-Азхар немного ослабло. В то время первоочередной задачей властей было подавление движения религиозного экстремизма, угрожающего стабильности политического режима. Кроме того, властям была необходима поддержка умеренного крыла улемов, поэтому они вынуждены были пойти на некоторые уступки последним и расширить сферу их компетенций. Так, в соответствии с законом № 102 от 1985 г., Аль-Азхар стал официальным цензором всей литературы, касающейся Корана и Сунны, а затем и монографий исторического и философского содержания. Усилилась кооперация Аль-Азхара с египетскими силами безопасности и секретными службами. Совместно с ними Аль-Азхар участвовал в создании и деятельности специальных конвоев (кавафил), предназначавшихся для ведения пропагандистской войны против молодых экстремистов в различных городах и провинциях Египта .

Совместные усилия государственных институтов власти и Аль-Азхара по противодействию религиозному экстремизму оказались не безуспешными: были рассекречена и ликвидирована часть подпольных ячеек радикальных исламистов, ограничен доступ исламистов к средствам массовой информации. Между тем, оказать решительное сопротивление религиозному экстремизму так и не удалось. Кроме того, усиление взаимодействия между государством и Аль-Азхаром обернулось резкой критикой последнего со стороны целого ряда групп и движений - от молодежных организаций до умеренных исламистов в лице «Братьев-мусульман». Критика обрушилась на Аль-Азхар и со стороны государства, которое свалило на него свои неудачи в противодействии религиозно-экстремистской пропаганде.

У обострившихся в начале 1990-х гг. отношений государства и Аль-Азхара была и другая причина. В то время Аль-Азхаром руководил Гад Аль-Хакк Али Гад Аль-Хакк, который не боялся открыто оппонировать политическим и религиозным инициативам властей. По его мнению, борьба с религиозным экстремизмом в стране потому не имела должного успеха, что руководство Египта избрало для этого репрессивные меры и само погрязло в коррупции .

Самостоятельный нрав Верховного шейха Аль-Азхара не мог не раздражать политическое руководство Египта, однако оно не решалось отстранить Гад Аль-Хакка от своих обязанностей, поскольку это могло дискредитировать президента с точки зрения эффективности принимаемых им решений. Кроме того, Мубарак старался придерживаться образа более либерального политика, чем его предшественники.

Пребывание Гад Аль-Хакка у руля Аль-Азхара дало надежду на обретение им большей самостоятельности. Однако после его смерти эта надежда постепенно исчезла.

В 1996 г. руководство Аль-Азхаром принял на себя Мухаммад Сейид Тантави, который в 1986 - 1996 гг. занимал пост Верховного муфтия страны, т.е. главы Дар Аль-Ифта. Решения, которые шейх Тантави выносил в виде фетв, как правило, совпадали с общим политическим курсом египетских властей. Этот курс заключался в демонстрации вовлеченности АРЕ в общие мировые процессы, важнейшим из которых был процесс демократизации, а также в демонстрации относительной мягкости официально поддерживаемой версии ислама по сравнению с тем, что предлагали исламисты. Благодаря поддержке этого курса, Тантави прослыл одним из наиболее либеральных богословов новейшего времени.

Характер выносимых Тантави богословско-правовых решений, по мнению критиков, свидетельствует о чрезмерной политизации, которой подвергся Аль-Азхар в последние годы. Вместе с тем, в отличие от предыдущих лет, когда политизация Аль-Азхара вызывала всего лишь недовольство, в настоящее время ситуация выглядит намного сложнее. Речь идет о появлении целого ряда организаций и движений, не только оспаривающих легитимность выносимых Аль-Азхаром фетв на словах, но и предлагающих свои, альтернативные, варианты богословско-правовых решений. К таким организациям относятся «Братья-мусульмане», а также Ансар Ас-Сунна (Сторонники традиции пророческих преданий) и Аль-Гам'иййа Аш-Шар'иййа (Общество в поддержку мусульманского закона) . Для противодействия им властям уже недостаточно одного лишь силового ресурса, как это было в случае с экстремистами в предыдущие годы.

Смерть Мухаммада Сейида Тантави в марте 2010 г. вновь подняла вопрос о необходимости введения свободных выборов Верховного шейха в Аль-Азхаре и разграничении государственной и религиозной деятельности. Однако разговоры об этом так и не переросли в общественно-политическую инициативу. Новым главой Аль-Азхара был назначен 46-летний Ахмад Ат-Тайеб - член правящей Национал-демократической партии (до 11 апреля 2010 г.) и бывший ректор университета Аль-Азхар и Верховный муфтий страны.

Оппозиционно настроенные улемы и организации пока что воздерживаются от каких-либо критических комментариев в отношении нового главы Аль-Азхара и заняли выжидательную позицию. «В случае Ат-Тайеба пока еще рано говорить о том, будет его деятельность похожа на деятельность Аль-Хакка или же Тантави», - отметил эксперт египетской независимой газеты «Ад-Дустур» Абдель Мунейм Муниб .

Назначение Ат-Тайеба новым Верховным шейхом Аль-Азхара, вероятно, внесет некоторые изменения в отношения между властями и этим институтом. В ХХ в. глубокое влияние на эти отношения оказал процесс централизации религиозных институтов, начавшийся в Египте в 1960-х гг. и имевший продолжение и развитие в последующие десятилетия. Централизация Аль-Азхара стала причиной его политизации в 1960 - 1980-хх гг., когда характер выносимых улемами решений во многом определялся текущим политическим курсом и государственной идеологией. В 1990-х и начале 2000-х гг. можно говорить о том, что в отношениях между Аль-Азхаром и египетскими властями не последнюю роль стал играть также и личностный фактор. Во время нахождения у власти консервативного и самостоятельного по своему характеру шейха Гад Аль-Хакка наблюдалось обострение в его отношениях с властями, тогда как приход ему на смену шейха Тантави, последовательного прогосударственного религиозного деятеля, напротив, способствовал их потеплению, хотя это и вызвало сильное недовольство со стороны целого ряда сил в АРЕ. Роль личностного фактора во взаимодействии Аль-Азхара и государства вносит в него элемент некоторой непредсказуемости, как, например, в случае с назначением новым Верховным шейхом Ахмада Ат-Тайеба, которое политические и религиозные круги АРЕ не поспешили оценивать с точки зрения дальнейших перспектив развития Аль-Азхара. Вместе с тем, институциональная, административная и финансовая зависимость Аль-Азхара от институтов власти по-прежнему остается определяющим фактором в их отношениях.

Египет, Аль-Азхар, ислам

Previous post Next post
Up