Второе «дело ЮКОСа» отменяется
Нефтяники отделаются от ФАС штрафами
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит новые судебные дела и штрафы против крупнейших нефтяных компаний РФ, среди которых ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз». Причина очередных нападок на российских нефтяников - их нежелание снижать цены на нефтепродукты, что больно сказывается на бюджете некоторых внутренних авиаперевозчиков.
Впрочем, как считают эксперты, громких судебных разбирательств и космических штрафов в отношении российских нефтяных монополистов, как в ситуации с «делом ЮКОСа», ждать не стоит. Угрожая им, ФАС просто пытается продемонстрировать, что четко выполняет «завет» российского премьера Владимира Путина о борьбе с монопольными ценами на нефтепродукты, несмотря на то что в самом правительстве, похоже, уже перестали считать это такой уж необходимой задачей и наказывать своих нефтяных «любимчиков» не собираются ни при каких обстоятельствах. Между тем высокие цены на бензин и топливо чреваты для России большими проблемами.
«Мы провели анализ динамики цен на нефтепродукты на мировом рынке за последний месяц. В мире цены снижаются - сейчас нефть уже стоит порядка 70 долларов за баррель, а у нас снижения цен на нефтепродукты не наблюдается», - заявил глава ФАС Андрей Артемьев и добавил, что его ведомство может возбудить очередные дела в отношении пяти крупнейших российских нефтяных компаний. «Сегодня я подпишу письмо с предупреждением крупнейшим нефтяным компаниям», - сказал он журналистам в среду утром.
Напомним, что это уже не первый раз, когда нефтяные монополисты РФ подвергаются нападкам со стороны государства за свое нежелание снижать цены на нефтепродукты, из-за чего страдают внутренние авиаперевозчики, многие из которых уже погрязли в долгах на крупные суммы. В середине июля этого года ФАС уже приняла решение о возбуждении дел в отношение ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» по факту нарушения одного из пунктов статьи закона «О защите конкуренции». Однако нефтяные монополисты тогда отделались всего лишь символическими штрафами.
Июльские разбирательства в отношении российских нефтяников стали результатом заявления премьер-министра страны Владимира Путина о борьбе с монополизмом в газовой отрасли и торговле авиакеросином в июне этого года. «Нужно ФАС наконец проснуться и активно и эффективно исполнять свои функции», - заявил глава правительства во время совещания по вопросам развития нефтегазового комплекса в Северодвинске и пригрозил антимонопольщикам «кадровыми решениями» в случае невыполнения его наказа.
Как считает гендиректор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, текущие заявления Андрея Артемьева о намерениях его ведомства возбудить новые дела против российских нефтяных монополистов являются попыткой главы ФАС «показать, что он помнит о поручении Путина и старательно его исполняет». В действительности же вряд ли стоит ожидать серьезных судебных разбирательств в отношении этих компаний, и второго «дела ЮКОСа» в ближайшее время не предвидится.
«Об этом свидетельствуют и недавняя налоговая инициатива, и идея выделить деньги на погашение кредитов этих компаний в условиях кризиса. Кроме того, ситуация после выступления Путина в Северодвинске сильно изменилась - цены на нефть падают, в том числе и внутри нашей страны. Так что вряд ли можно ожидать серьезных решений со стороны ФАС. Эти нефтяные компании явно являются приоритетными и считаются «любимчиками» правительства»,- отметил в беседе с РБК daily г-н Симонов.
Однако снижать цены на топливо и бензин для авиаперевозчиков правительству все-таки придется. Ситуация, когда россиянин может слетать за рубеж в несколько раз дешевле, чем в соседний регион, явно является ненормальной и требует кардинального пересмотра политики властей в отношении крупнейших российских авиаперевозчиков. Это особенно актуально для такой огромной страны, как Россия, в которой авиасообщение порой является единственным доступным способом преодолеть большие расстояния в короткие сроки. Отсутствие должного внимания к требованиям авиаперевозчиков в конечном итоге может обернуться потерей для РФ целых регионов - сначала прекратится их транспортно-коммуникационное сообщение с центром, а затем они вообще могут перестать быть географической частью российского государства.
Наибольший риск с этой точки зрения сосредоточен сейчас в самомудаленном от центра дальневосточном регионе. На днях «Росаэронавигация» уже объявила о том, что с 17 октября прекращает обслуживание всех рейсов девяти авиакомпаний Сибири и Дальнего Востока, включая «Дальавиа», «Интеравиа» и «Омскавиа». Причиной таких радикальных мер называется просроченная задолженность за аэронавигационное обслуживание. В условиях долгов - некоторые из которых достигают нескольких десятков миллионов рублей - платить за топливо и бензин при крайне медленно снижающихся внутренних ценах на нефть авиаперевозчикам все сложнее и сложнее.
Понятно, что дело требует государственного вмешательства. Однако, судя по тому, что российское правительство, похоже, решило отказаться от серьезного давления на нефтяных монополистов, помощь авиаперевозчикам будет оказываться в другом направлении. «Речь пойдет о субсидировании государством внутренних авиаперевозок, в особенности на Дальний Восток», - сказал г-н Симонов. Вопрос лишь в том, насколько политика субсидирования и относительно лояльного отношения государства к крупнейшим внутренним нефтяным компаниям окажется эффективной и долговечной в условиях нарастающего кризиса в стране.
ИРИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА
16.10.2008
http://www.rbcdaily.ru/2008/10/16/focus/386068