Университеты Средневековья. Часть 1.

Apr 05, 2010 10:56

Недавно появилось у меня интересное задание - собрать информацию про первые университеты в Европе. Я с легкостью согласилось - сколько там могло быть этих университетов до 1450-го года? Ну, пять, ну, десять… Русский Интернет упоминал и вправду не больше десятка. Но на самом деле…
Шестьдесят один университет (не считая самых мелких) был обнаружен мною на европейских просторах. Вот оно - главное достижение Средневековья. Не инквизиция, не крестовые походы, не многочисленные войны и не борьба с антипапами - а высшее образование с достаточно высокими стандартами.
Своими изысканиями (которые значительно превысили требования первоначального задания) я бы хотела поделиться в рамках серии постов.

Историки спорят, какое же учебное заведение можно назвать первым университетом. Тем более, что само название «университет» появилось значительно позже, чем начали функционировать высшие школы. Да и поначалу распространено оно было весьма умеренно. Различались studium generale («университет» в современном понимании этого слова, высшее учебное заведение, чей статус подтверждал император Священной Римской Империи и/или специальная булла папы римского) и universitas (корпорация студентов и преподавателей). Universitas могли существовать и сами по себе, без лицензий и свидетельств, но именно папская булла гарантировала им автономию, очень важный набор привилегий, а иногда и финансирование. Кроме того, именно папы выдавали университетам то, что сейчас мы бы назвали «лицензией» или «признанием дипломов»: если студент получал диплом в «лицензированном» вузе, то он имел право преподавать в любом другом учебном заведении христианского мира. Первым такой «сертификат» получил Тулузский университет в 1233 году. Парижский и Болонский университет, как самые крутые и известные, сначала не считали нужным получать такую буллу, полагаясь на свою репутацию (дескать, они столь прославлены, что им не нужны специальные папские лицензии). Но к концу XIII века и они были вынуждены обратиться с ходатайством к папе Николаю IV - процесс «сертификации» пошел полным ходом.
Стоит заметить, что во многих городах еще до образований университетов были учебные заведения, которые, в принципе, можно назвать высшими. В основном это были школы для церковных деятелей. Свидетельства о существовании подобных школ восходят к VI веку. Однако в монастырях развивать высшее образование - даже для церковников, а не для светских людей - было проблематично. Слишком много времени уходило на богослужения и молитвы, а еще и внутримонастырские склоки…. Немногие монастыри могли похвастаться действительно высоким интеллектуальным уровнем.
Поэтому после григорианской реформы епископы начали устраивать специальные «кафедральные школы», где изучали не только каноническое право, но и логику, риторику, необходимые для теологических диспутов, и бухгалтерию, для лучшего «менеджмента» церковных финансов. В таких школах, как правило, был лишь один преподаватель. Однако, во-первых, спрос «на знания» быстро превысил скромное предложение, а во-вторых, в маленьких городах вскоре начались конфликты студентов с остальными жителями (отношения студентов с мещанами и городскими властями - это головная боль на долгие-долгие века). Итак, кафедральные школы постепенно перемещаются в большие города. Там они сливаются в образования покрупнее - и возникает то, что позже будет называться университетом.


Первые университеты были частными корпорациями - студенты платят, учителя учат. Такая себе «лавка знаний» - никакой дополнительной бюрократии. Но скоро стало понятно, что для успешной деятельности в это бурное время хорошо бы было обеспечить себе покровительство властей. Таким образом, формируется набор неких стандартных привилегий, которые предоставлялись практически всем средневековым университетам. Первыми такие привилегии получили студенты Болоньи от императора Фридриха I. Поддержал императорский почин папа Александр III, который специальным указом запретил преподавателям брать деньги за выдачу дипломов и обязал их выдавать дипломы только качественно подготовленным студентам (ох, где же ты сейчас, папа Александр!!!).
Сначала средневековые университеты не имели специальных зданий. Занятия проводились, где придется - в церквях, монастырях, частных домах. «Университет» - это было не конкретное место, а название сообщества студентов и преподавателей, некого «клуба по интересам». Однако в скором времени университеты (например, Кэмбридж) начали снимать или выкупать для себя помещения.
Было три основных типов университетов - в зависимости от того, от кого преподаватели получали плату. Первый тип, к которому относился Болонский университет, включал университеты, в который студенты сами платили преподавателям. Второй тип (Парижский университет) - тот, где учителям платила церковь. К третьему типу относились университеты (Оксфорд, Кембридж), которые полностью или преимущественно поддерживались королем или местными властями. Английским университетам такое положение очень пригодилось в дальнейшем, когда католическую церковь попросили убраться из Англии.
Такие структурные различия во многом определяли характер университета. Так, в Болонском университете все решалось студенческим самоуправлением. Фактически, преподаватели полностью зависели от студентов и были под значительным давлением с их стороны. В Париже университетом управляли преподаватели. В скором времени это привело к тому, что именно в Париж стремились лучшие учителя того времени. Но кроме этого, в Париже основной дисциплиной была теология, и контроль над преподаванием этой дисциплины был у внешнего органа - Совета епархии. В Болонье, где студенты выбирали себе более прикладные и полезные с их точки зрения курсы, основной дисциплиной стало право.
Обучение в университете длилось 6 лет, после чего выдавалась степень бакалавра. После дополнительных 12 лет обучения можно было получить степень магистра или доктора. Первые шесть лет студенты обучались на гуманитарном факультете, где изучали семь свободных искусств: арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, грамматику, логику и риторику. Основной акцент делался на логике.
После получения степени бакалавра, студент мог покинуть университет или продолжать обучение на одном из следующих факультетов - право, медицина, теология, - и получить степень магистра или доктора. Теология была самым престижным и самым трудным направлением.



Гравюра "Семь свободных искусств"

Курсы различались не по темам, а по книгам, по которым велось преподавание. Например, курс по трудам Аристотеля или курс по Библии. Выбирать их студенты не могли - в каждом университете была утверждена программа с четко фиксированным набором дисциплин. Однако, иногда студенты могли выбрать, у какого преподавателя обучаться.
Поступали в университет в возрасте 14-15 лет. Занятия начинались, как правило, в 5-6 часов утра.
По закону студенты приравнивались к духовенству. Это значило, что никто не мог причинить им физический вред. За преступления их могли судить лишь в церковном суде, они были избавлены от всяческих телесных наказаний. Такое положение давало студентам возможность безнаказанно нарушать городские законы, что привело к не очень хорошим последствиям. Кражи, изнасилования и убийства были нередкими в студенческой среде, и далеко не всегда за ними следовало серьезное наказание. Конечно, в результате возникали очень напряженные отношения с гражданскими властями.
Иногда студенты объявляли забастовку - покидали город и не возвращались туда годами.
Так как студенты получали статус духовенства, который согласно каноническому праву, могли иметь только мужчины, в большинство университетов женщины не допускались. Хотя были и исключения, о чем мы поговорим позже.
Уже в XIII веке почти половина высших сановников церкви имели научную степень магистра или доктора. Образование становится пропуском в «высший свет» и условием успешной карьеры.

Карта Средневековых университетов

средневековые университеты, история образования

Previous post Next post
Up