Mar 17, 2013 13:15
Надо сказать, религиозной я никогда не была. В детстве бабушка как-то пыталась меня приучить к религии, но я такой человек, что на веру ничего не принимаю. Мне нужны доказательства. Реально, в уравнение колебания струны - верю. В кварки - могу поверить. В религию, инопланетян и гороскопы - не могу.
Лет в 15, приблизительно в то время, когда я столкнулась с первым фактом реальной, осязаемой смерти (когда умирает не двоюродный прадед из Комсомольска-на-Амуре, а близкий человек, которого каждый день видишь), я осознала, что после смерти меня не будет. Совсем. Прямо помню, как стояла перед зеркалом, и буквально нутром чуяла, что после смерти меня не будет. Не как в коматозном бреду, буду летать и смотреть на всех с высоты, а реально перестану существовать и быть способной на хоть какое-то восприятие того, что будет после меня. Да и вообще говоря, никакого после_меня не будет.
Для меня это не было шоком каким-то моральным... Просто было странно, как люди могут верить в "потом", если "потом" не будет. Наверное, в тот момент я как-то трактовала, что есть некоторое "так надо" и все люди верят, потому что "так надо", вроде "такнадо" чай мешать, чтоб ложечкой не звенеть. Хотя честно говоря, с ложечкой даже понятнее - звук бьющейся об стены ложечки раздражает окружающих, а это влияет на отношение к тебе и в конечном итоге приводит к ухудшению коммуникации.
Для Что?Где?Когда? было полезным прочесть Библию - я её прочла. И не нашла ответа на этот простой вопрос: как мне поверить в то, что можно верить?. Потом моя подруга стала встречаться с мусульманином и я, частично по ее рекомендациям, частично из интереса, прочла Коран. И не нашла ответов. Потом прочла кучу всяких околорелигиозной мути, разнорелигиозных форумов, а ещё про мантры, омы, духовные практики, Мартина Лютера и Никона... Я даже читала про Тору и её толкование. И ничего. Совсем. Для меня это всё было как мифы Древней Греции или романы Сервантеса: я ждала, что меня шарахнет прозрение и святость, благодать эта, а благодать и прозрение как-то не торопились в мой маленький мозг.
Тогда я решила, что христиане и мусульмане - это просто какие-то другие люди, которые лучше меня уже тем, что способны понять, почему бог есть. Без сарказма - я реально несколько лет жила в уверенности, что любой религиозный человек лучше меня тем, что находит в себе силу верить в опредёленного бога. А я нет. Ну не могу и всё.
Через пару лет нахлынуло пренебрежение к религии. Со многими вещами, не хочу об этом писать, это не должно быть снаружи. Просто стало обидно, а от обиды этой всё как-то на свои места: и бабки эти, которые о церкви знают только то, что в брюках туда нельзя, и попы, глушащие водку на поминках, и пьяницы у церкви...И люди, которые детей крестят, чтоб не сглазили, чтоб как все, потому что модно это, быть православным. И как отрезало.
Потом пренебрежение потупилось и почти прошло. Но всё же я и сейчас не могу, вот не могу понять православных. Я закрываю глаза на большинство, которое не знает отченаша и крестит детей, до этого являясь в церковь лишь пару раз, снимая процесс на видео и отмечая это дело потом коньячком. И на процент сектантов и сумасшедших. Но иногда я встречаю НОРМАЛЬНЫХ людей в вере. Которые очень хорошие и правильные: работают на нормальной работе, читают нормальные книги, но при этом абсолютно верующие, по-хорошему, по-светлому верующие такие... миряне.
И тогда мне больше не странно, что у них есть вера, а у меня нет. Всё стало хуже, и мне это сегодня стало страшно. Я начинаю искать подвох. Что они пытаются сделать своей верой, воспитанные, образованные люди? Купить себе загробную жизнь? Используют церковь как социальный институт? В педагогических целях, для воспитания детей, чтоб не вдаваться в почему хорошо и почему плохо, просто потому что так боженька сказал? Неужели они не задаются теми же вопросами, что задаюсь я? Я верю, что они искренне верят, но не могу понять, как они к этой вере пришли. Обратились к богу, когда было плохо, а теперь благородно держат данное благоприятной случайности слово верить? А может, поддерживают православие из патриотических чувств и гражданского долга? Или всё же во всем виновато пари Паскаля?
Мне так сложно это понять... С математикой и филологией всё куда проще. И даже с социологией и психологией. Но я все равно ещё не раз буду думать о том, почему если бог есть, он не заложил в гипотезу о своём существовании более или менее сносную доказательную базу.
философия,
я