Продолжаем изучать Берлин. Сегодня речь пойдет о фильме Уве Даля «Мы, дети станции Зоо»/«Я, Кристина» («Christiane F. - Wir Kinder vom Bahnhof Zoo») 1981 года по бестселлеру «Я, мои друзья и героин» Кристины Фельшериноу (книгу писали журналисты с ее слов). Фильм быстро стал культовым в Европе и США, где тема детской наркомании особо не поднималась. Композитором картины выступил Дэвид Боуи. Почему это кино все еще актуально и зачем его смотреть русским людям? Давайте разбираться.
фото:
https://www.alleskino.de/christiane-f-1981-stream.htmlСередина 70х, тринадцатилетняя Кристина живет с мамой в многоэтажном дома в Западном Берлине. Девушка любит музык Дэвида Боуи и однажды попадает в новый клуб «Sound». Там она знакомится Детлифом и его друзьями. Ребята экспериментируют с наркотиками в один прекрасный момент подсаживаются на героин.
На тему подростковой наркомании в конце 70х - начале 80х практически никто не высказывался. Все это воспринималось в каком-то прикладном ключе - вот были хиппи и они курили траву, употребляли ЛСД, слушали рок-музыку. Но 70е стали похмельем от 60х. Популярность приобрели тяжелые наркотики, западная экономика переживала не лучшие времена (Нью-Йорк и Берлин 70х представляли собой ужасное зрелище). Естественно, все это попало к детям. Кристина уже в четырнадцать лет плотно сидела на игле и занималась проституцией. Дети действительно в тринадцать - четырнадцать лет уже умирали от передозировок, было много суицидов на этой почве. В фильме все это наглядно отображено. Уве Даль первым талантливо изобразил жизнь наркомана от подсадки и до логического конца - исцеление или смерть. Тут ему помогли операторы Юрген Юргес и Юстус Панко. Очень реалистично сняты сцены употребления героина, процесс ломки, состояние детей под воздействием наркотиков. Никаких прикрас, только упор на реалистичность. Цель такого подхода ясна - обратить внимание на проблему и мотивировать родителей уделять больше внимания своим детям.
По поводу драматургии и художественных особенностей можно дискутировать бесконечно. Возникают проблемы с динамикой, есть вопросы к монтажу. Выбор актера на роль Детклифа тоже вызывает вопросы. Но неровности картины лишь усиливают эффект основной идеи и создают хаотичную атмосферу. Натя Брункхорст прекрасно справляется с ролью Кристины (в реальности Кристиана) - ей удается показать состояние от спокойствия до психопатии очень убедительно. Отдельно необходимо отметить Дэвида Боуи, который был композитором фильма. Вы вообще слышали Heroes на немецком?
Click to view
Как картина может коррелировать с современной российской реальностью? Ответ прост - мы все еще живем в старой парадигме, так как люди, принимающие решения, были воспитаны в рамках совершенно другой идеологии. У нас принято закрывать глаза на наркоманов, инвалидов, людей другой ориентации. Это все «сбои системы», на которые не нужно обращать внимание или винить во всем кого-то другого. Согласно последним опросам, многие граждане РФ считают, что СПИД передаются по воздуху. Все это крайне печально. Покажите «Мы, дети станции Зоо», может старшее поколение хоть немного проникнется проблемой.
Click to view