С большим негодованием смотрел в августе телесюжет, где глава ГО Первоуральск Алексей Дронов отчитывал работников образования за то, что они не зарабатывают денег. Особенно от Алексея Ивановича досталось школам, мол у вас больше тысячи учеников, а вы зарабатываете «какие-то жалкие десятки, сотни тысяч рублей».
Этот телесюжет можно посмотреть
здесь Посыл понятный - чиновнику хочется избавиться от лишнего обременения. В этом кстати был один из эпизодов перестройки: вначале государство отказывается от обременения в виде союзных стран (Кубу, Вьетнам…), потом от обременения республик СССР, теперь вот от обременения образования.
Напомним, что путь существенной коммерциализации образования открыл Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010. Суть его состоит в том, что государственные (муниципальные) учреждения теперь делятся на 3 типа: казенные, бюджетные и автономные. Отличие форм этих учреждений в уровне финансовой самостоятельности от государства. Самыми «самостоятельными» должны быть «автономные» учреждения. Они могут: открывать счета в кредитных организациях, размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, совершать сделки с ценными бумагами, имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности, перед кредиторами они отвечают всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем. Такой вот уровень самостоятельности.
То есть значительной части государственных учреждений предлагают зарабатывать самим. Нет, это конечно не полная коммерциализация, но это шаг к ней. К чему он приведёт? Можно взглянуть на наше здравоохранение, где платные услуги вытесняют бесплатные.
Кроме того, вопрос ведь не просто в деньгах. Когда капитализм приходит в такие сферы, как здравоохранение и образование он убивает в них дух служения. Вот, что писали классики по этому поводу в Манифесте Коммунистической партии: «Буржуазия <…> не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли».
Вернёмся в Первоуральск. В моём городе почти все школы переведены на эту самую «автономную» форму учреждения. И именно поэтому Алексей Дронов может сейчас спрашивать с работников образования почему они не зарабатывают денег. И вот результат внушения полученного от главы города: теперь в школах родителей просят заполнить вот такие анкеты.