Аллея Славы. Владислав Занадворов.

Nov 28, 2014 22:20


19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск, приведшее к  окружению фашистов под Сталинградом. В одном из тех боёв, 28 ноября, у станицы Чернышевской отдал свою жизнь уральский поэт Владислав Занадворов.

Родился Владислав Леонидович в Перми в 1914 году. В 1929 году он окончил в Свердловске школу - восьмилетку с геологоразведочным уклоном, после этого поступил в геологоразведочный техникум. «С 1930 года, - пишет сам поэт,- я начал странствовать самостоятельно - в геологических партиях, в экспедициях. Это были годы первой пятилетки, когда нас - подростков - властно влекла к себе жизнь, и нам, конечно, не сиделось дома. Потрепанные учебники были закинуты в угол, на ноги обуты походные, сапоги, и ветер скитаний обжигал щеки».

Его молодость пришлась на один из самых ярких периодов нашей истории, когда освобожденный от оков народ спешил жить - и творил новый мир.  Занадворова вместе с другими влечет жизнь: он бросает техникум и едет в Ленинград, где начинает работать в геологоразведочном тресте. В 1933-1934 годах он отправляется в экспедиции на Кольский полуостров, на Крайний Север, в Казахстан.

В 1935 - 1940 годах поэт учится на геологическом факультете Свердловского университета, заканчивает институт с отличием и правом поступления в аспирантуру при Геологической академии. Но Занадворов остается геологом-практиком и уезжает на работу в город Верх-Нейвинск. Оттуда он уйдет на фронт.

Стоит обратить внимание и на произведения Занадворова: несмотря на свою любовь к геологии, основным в жизни для него всё же будет поэтическое творчество. В стихах Занадворова мы чувствуем то время, характеры тех людей - понимаем, чем они жили, о чём переживали. И всегда в его стихах - оптимизм, могучая воля к жизни.

Вот, например, отрывок стихотворения «Временный барак»:

Я бываю рад, как другу,
Увидав сквозь полумрак
Сшитый на скорую руку
Старый временный бырак

Всё былое в миг единый
Оживает предо мной:
Грубый стол и посредине
Смятый чайник жестяной,

Стены голые в палатках,
Печь железная без дров
И каморка для женатых
С занавеской из мешков
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
Мы не спали много суток
В гуле штурмов и атак;
Наши пальцы самокруток
Не могли скрутить никак;

И, задремывая прежде
Чем к бараку подойдем,
Мы валились в спецодежде
На один топчан вдвоем.

В другом его стихотворении мы можем понять, что же было для Владислава Занадворова смыслом его творчества:

Чтобы в ветренную стужу
К песне греться шли,
И она б томила душу, как огонь в дали;
Чтоб рождалась в людях сила
От беседы с ней;
Чтобы компасом служила
Песня для друзей.

Но вот пришла та самая Война…  И всю советскую страну «закружила вьюга фронтовая» . Занадворову предлагают перейти работать на завод, строящийся в Верх-Нейвинске. Это бы обеспечило ему бронь. Но нет. «Если мы все пойдем на заводы, то кто же пойдет на фронт?» - сказал Владислав матери и отказался от возможности остаться в тылу.

В середине февраля 1942 года поэта призвали в ряды Красной Армии. Дальше были трехмесячные курсы, присвоение звания младшего лейтенанта и отправка на фронт, а 15 мая в распоряжение Занадворова поступает огнеметная команда, которой он руководил до самой гибели.

На фронте Владислав продолжил писать стихи. Он урывает время у сна и пишет, размышляет. Мечтает поэт и о большом настоящем романе.  «Мне порою кажется - сейчас я сумею сказать такую правду о человеке, что у всех, кто узнает её, дух захватит, что и сам я стану удивляться, как я сумел её найти...» - пишет он в письме своей жене Кате. Но написать роман он не успеет…

О последнем бое лейтенанта Занадворова известно немного. В сообщении, пришедшем его жене Кате, говорится: "Уважаемая Екатерина Павловна! Ваш муж Занадворов Владислав Леонидович погиб в наступательном бою 27 ноября 1942 года...". Но в "Донесении о безвозвратных потерях" 510-ого полка,  дата гибели Занадворова указана следующая - 28 ноября. Вполне возможно, что 27-го он был тяжело ранен, а умер уже на следующий день.

Владислав Леонидович Занадворов отдал свою жизнь, чтобы жила его Родина. Родина, которую он пел в своих стихах. Конец его жизни, словно связал его с ратником из его стихотворения «Щит»:

Мы щит нашли на поле Куликовом
Среди травы, в песке заросших ям.
Он медью почерневшей был окован
И саблями изрублен по краям.
Безвестный ратник здесь расстался с жизнью,
Подмят в бою татарским скакуном,
Но всё же грудь истерзанной отчизны
Прикрыл он верным дедовским щитом.
И перед ним в молчании глубоком
Мы опустили шапки до земли,
Как будто к отдаленнейшим истокам
Могучего потока подошли.
…Что станет думать дальний наш потомок
И чем его наполнится душа,
Когда штыка трёхгранного обломок
Отыщет он в курганах Сиваша?
<1940>

поэты, Занадворов, ВОВ, Аллея славы, Свердловск, Урал

Previous post Next post
Up