В мае ходили в МДТ на "Палату №6". Ужасное разочарование. Понятно, что Додину хочется эдиповым языком высказать все, что он чувствует, но спектакль, имхо, абсолютный провал. Хотя зрители аплодировали, но аплодировали бы любой ерунде, бо "других спектаклей у нас для вас нет". Лучшее, что я смотрел в МДТ, это "Фрекен Жюли" Стриндберга на малой сцене. Много лет назад. В этом году смотрели "Короля Лира" - вполне удачная постановка, а вот эта премьера оказалась грубой поделкой. Когда боишься сказать все, что думаешь и прячешься за искусственными условными конструкциями. Что у вас выпирает из кармана? Похоже на фигу. Ба, да это она и есть! Пожалуй, самое сильное изобретение спектакля - огромная решетка, разделяющая сцену и зрительный зал. Более чем прозрачный намек на "современность" представленных событий. Пожалуй, попытка сделать из такого рассказа театральную постановку - затея в принципе сомнительная. О'кей, мало кому из интеллигентной публики не приходят в голову аналогии с "Палатой №6" при чтении официальных новостей, но от этих мыслей до действия на сцене - огромная дистанция. В-общем, с трудом досидел до конца, благо. спектакль не очень длинный, в одном действии без антракта.
Зато вчера вечером посмотрел "
Uncle Vanya" на английском на сайте Puzzle-Movies (смотрю там английские и американские фильмы с субтитрами, чтобы не растерять хотя бы то знание языка, которое еще сохранилось, а тут решил посмотреть Чехова на английском). Был в абсолютном восторге. С тех пор как я в студенческие годы прочитал восьмитомник Чехова от корки до корки, много воды утекло и каждую реплику персонажей я воспринимал как будто впервые. Не исключено, что в студенческие годы я даже не замечал те нюансы, которые сейчас заставляли трепетать. Возможно, это блестящая игра актеров, абсолютно всех, не только потрясающего Тоби Джонса. Даже Розалинд Элеазар, прекрасная мулатка, смотрится абсолютно органично в роли Елены. Чудесные декорации, в которых перемешаны детали русской усадьбы и приметы современности. Да, пьеса несколько адаптирована для английской публики, но ее русский дух сохранен полностью.
У Филиппа Дика есть рассказ про Кафку в "альтернативной реальности": не умершего в 1924 году и не оказавшегося в концлагере как его невеста, а добравшегося до Америки и преподающего литературу в школе, где учится маленький Ф. Д. Когда я читал этот рассказ, мне почему-то захотелось представить Чехова, дожившего до 1917 года. Что бы с ним стало? Уехал бы он в Европу? Остался бы здесь умирать? Был бы расстрелян? "Чехов - единственный, кто бы смог написать правду о русской революции, без тенденциозных вывихов влево и вправо. Чехов честен. Правда, он о многом молчал. Молчал не потому что не знал, а потому что знал слишком много. О русской революции и революционерах Чехов знал очень хорошо, но не писал - только в одном, не изданном в СССР письме Суворину он пишет о социал-демократах, об их самодовольстве, невежестве, о порядках, которые они насадили бы в русской литературе <...> О власти Чехов писал вскользь - он вообще не был политическим трибуном, как художник он описывал явление, но не называл его. Однако пакостность и корысть власти, ее уродство, он показал как никто. Поэтому Чехова не может любить ни одно правительство, он потенциально опасен любой власти, основанной на корыстном использовании большинства". (А. Смирнов фон Раух).
И вот, при сравнении Чехова на сцене МДТ и на сцене театра Гарольда Пинтера в голову приходят грустные мысли. Чехов - жив там, мертв здесь. Даже в одном из самых "передовых" российских театров Чехов - забальзамированный труп. В лондонском театре сохранен дух Чехова, и в передаче этого духа гораздо больше угрозы для власти, чем даже в очень огромной фиге в кармане и в символической решетке во всю сцену. Потому что на фоне одичания, охватившего российский социум, одна правдивая фраза Чехова перевешивает все. ""Мы все в ловушке" - это его скрытый девиз. Социальные идеалы? Таковых у них не было. То есть, из существующих на земле социальных группировок он не сочувствовал ни одной. Ему хотелось верить, что со временем люди перестанут вести скотский образ жизни, жрать, убивать, растлевать женщин и детей, заставлять голодать половину человечества" (А. Смирнов фон Раух).
В МДТ Чехов стал похож на клочок газетной бумаги, которую приклеили к месту пореза после бритья. Грустно жить на развалинах великой культуры. И все же хорошо, что можно увидеть настоящего Чехова хотя бы на английском.