9-майское

May 09, 2024 11:29


Оба моих деда воевали, про обоих есть страницы на сайте "Память народа" с описаниями наградных документов и проч. Оба были ранены и оба, вероятно, этой войной были травмированы.

Один умер до моего рождения, второй - в тот год, когда я женился. О войне мне ничего никогда не рассказывал, хотя я проводил с ним каждое лето. Правда, говорят, что, переболев в 60-е энцефалитом, он вообще стал глубоким интровертом, а прежде таким не был.

Понятно, что сейчас война описывается исключительно в агиографическом ключе и поэтому, если я захочу узнать о ней хоть какую-то правду, то перечитаю В. Астафьева и Н. Никулина.

Но мне сейчас интереснее другое. Та война чисто логически была продолжением Первой Мировой войны. И, как Толстой, когда захотел описать восстание декабристов, начал описывать ее с событий, предшествующих 1812-му году, так и эту войну, победу в которой в очередной раз помпезно празднуют официозники и им сочувствующие, изучать надо с начала века.

Копаюсь сейчас в биографии деда по отцу, родившегося в 1915 году. Его отец, станичный атаман, умер до революции. Получается, рос полусиротой, воспитывался матерью и Советской властью. Во время войны был комсоргом. А вот его старший брат на 18 лет его старше, во время Гражданской войны воевал за белых, потом был амнистирован, но в 1941 году был посажен по 58 ст. и отсидел в лагерях. Средний брат тоже в лагерях.

А дед уже - "советский" человек.

У второго деда отец, вернувшись из германского плена, сразу ушел в другую семью. То есть и второй дед воспитывался одной матерью и Советской властью. На фронт ушел добровольцем, был партийным, во время Карибского кризиса служил на Кубе. Еще один «советский» человек.

Казённые дети, лишившиеся своих отцов, усыновленные страной и прошедшие организованную не без активного ее участия мясорубку - вот два моих деда, которых я никогда не носил и не буду носить на палке согласно странной новейшей традиции. Говоря сегодня о войне, я помню, что Чеслав Милош в своей нобелевской лекции, например, предлагал отмечать другой день - 23 августа - как день траура (когда «два диктатора заключили между собой договор о разделе стран, у которых были собственные столицы, правительства и парламенты»).

Дед и прадед по отцу умерли оба в 43 года, знаю, что бабка боялась, что отец тоже умрет в 43, но отец дожил до 73. Когда ему было 43, я закончил школу и, такое впечатление, что дальше он не знал, что со мной делать. Если до этого как-то пытался направлять, то тут перестал. В перипетиях последующей собственной жизни я разбирался уже самостоятельно, набивая шишки. Незадолго до смерти он поссорился со своим студенческим другом (член-кором РАН между прочим), сказав ему, что тому помогал по жизни отец, а у него отца не было и он шел по жизни методом проб и ошибок. Тот оскорбился и они перестали разговаривать. Отсутствие собственного отца после 18-летия мой переживал, но и сам не понимал роли отца, начиная с этого возраста.

Так что я тоже казённый ребенок, хотя и при отце с матерью. Почти всем мы, кроме тех, кому повезло, казённые дети, последовательно прошедшие детсады, школы, институты с соответствующей промывкой мозгов. Которым показывают красивые картинки и не показывают, что прячется за этими картинками. Кто-то так и живет до могилы, веря в эти яркие картинки.

Сегодня говорить о красивых картинках не интересно. Интересно думать, что прячется за ними там - в темноте, тишине и паутине лжи.

ЗЫ. Вчера, по дороге от метро до дома, считал георгиевские ленты на припаркованных машинах. На 66 лент не было, на 12 были. Видимо, не у одного меня подобные мысли.

*****

Previous post Next post
Up
[]