В интернетах встречаю весьма разумные аргументы как ЗА, так и ПРОТИВ акции "Полдень 17-го".
Удивляет одно - почему в оставшееся время не организовать открытые ДЕБАТЫ по этому вопросу между теми, кто готов не только убежденно отстаивать свою точку зрения, но и способен вдумчиво ответить на контраргументы противника. И ведь не скажешь, что с той или
(
Read more... )
Публичные дебаты не имеют никакого отношения к истине, точно так же, как суд в общем случае не является правосудием. Дебаты - это игра, конкуренция двух или более дискурсов, в которой инструментарием является не доказательный базис, а риторические навыки. Любая адекватная работа по определению истинности - это скучный и долгий процесс, его медийное представление бесконечно тоскливо, поэтому надо отчётливо понимать, что академическое понятие правдивости, как итога получения алгоритма проверки доказательства и достижение его повторяемости, в дебатах не будет целевым никогда, а вот популизм там царит практически всегда.
Reply
Медийное представление Р. Фейнманом его расследования аварии шаттла "Челленджер" сложно назвать "бесконечно тоскливым". Скорее верно обратное. Можно привести и другие примеры великих популяризаторов науки. К сожалению, большинство добывающих истину ученых, действительно, не владеют искусством популяризации знаний, но это уже издержки "бесконечно тоскливого и скучного" современного образования.
Reply
Reply
Во второй же этической системе на первом шаге человек утверждает, что добро и зло относительно. Сегодня убивать детей не хорошо, а завтра можно, если контекст требует. И вообще все очень сложно, а лучше всего о добре и зле слишком много не говорить и не думать. При этом он с легкостью вписывается в системы, где требуется сражаться не со злом, а с носителями зла (вчера это буржуи, сегодня - нацисты, завтра - сатанисты). С легкостью - именно потому, что зло для него - не зло, а элемент контекста.
И это поведение будет прямым следствием "относительной морали" (то есть второй этической системы), которая по сути недалеко ушла от племенной, даже если самооправдывается сложными логическими конструкциями.
Reply
Reply
То есть основная претензия к релятивистам не в том, что они "не разделяют концепцию фундаментального добра и зла", а в том, что они, во-первых, декларируют добро, с чистой совестью разрешая себе зло (оправдываясь тем, что зло необходимо ради добра), а во-вторых, в отношениях выбирают конфронтацию, а не компромисс, предпочитая стрелять в оппонента, а не договариваться с ним.
Reply
Вообще фиксация на аксиоматичности каких-либо оценок в привязке к своему мировоззрению - это классический пример детского эгоцентризма, период которого обычно длится до 12-13 лет, а потом, при углублении социализации и осознании многомерности интересов среди разных индивидуумов, обычно рассасывается. Если же этого не происходит, то он трансформируется в разные формы нарциссизма, часто полезного для творческих людей (которым в большинстве своём необходим нарциссизм для мотивации творить), но абсолютно несовместимого с возможностью объективного анализа, - как себя, так и других. Именно поэтому творческие люди редко становятся хорошими критиками в своей области, а критики, как правило, не могут быть плодовитыми творцами. Когда взрослый человек всерьёз рассуждает о бескомпромиссности как таковой, в любой из областей, это означает всего лишь сознательное или неосознанное ограничение мировосприятия, в котором своя, праведная, этическая система оказывается противопоставлена всем прочим, еретическим, формируя определённый религиозный набор догм. Плохого в этом ничего нет, религии во многих случаях выполняют позитивную функцию сублимирования смысла жизни и психологической компенсации, но лишь до тех пор, пока не возникает тяги к прозелитизму, которая, увы, часто начинается с мирного проповедования, а заканчивается инквизицией. И эта проблема совершенно не уникальна для какого-то типа этических моделей в Вашем понимании, - она становится актуальной везде, где возникает концепция бескомпромиссности.
Reply
Самый простой пример: люди с разными взглядами хотят принять совместное решение. Несмотря на различия взглядов они договариваются о справедливой процедуре (прения, рассмотрение разных вариантов, учитывающих интересы сторон, поиск арбитра, которому обе стороны доверяют и пр.). После чего находят решение, которое, может быть, не удовлетворяет в полной мере обе стороны, тем не менее может быть реализовано.
После чего переговорщик выходит к своей группе поддержки и говорит, что хотя данное решение не является таким, каким им бы хотелось, но оно наилучшее из тех, что может быть достигнуто сегодня. Этические принципы остались теми же, отношения с противником не испорчены, рабочее решение найдено.
Это же азбука переговоров, об этом сотни книг написано. Печально, но и симптоматично, что умный человек, каковым вы явно являетесь, находясь в рамках второй этической системы, считает первую "мифологической моделью" и проявлением "детского эгоцентризма", хотя по ней живут миллионы людей, принадлежащей к Западной цивилизации.
Reply
Поймите, компромисс - это не маркетинг. Если при компромиссе не меняется статус-кво - он не является улучшением ситуации, а служит для всё того же продвижения собственных идеалов путём обмана. При успешном построении компромисса тезис "решение не удовлетворяет обе стороны, но может быть достигнуто сейчас" означает не то, что сейчас один из акторов прекращает попытки давления на другого, чтобы потом их возобновить в более выгодном контексте, а то, что обе стороны модифицируют своё мировоззрение так, что взгляды обеих сторон начинают считаться приемлемыми и рациональными.
Добавлю, что апеллирование к западной, славянской, азиатской или какой-либо ещё модели в данном конкретном случае не имеет смысла, - проблематика "бескомпромиссности" даёт примерно одинаковый разрушительный эффект на способность формировать реальные компромиссы для любой модели, поскольку выдаёт за эволюционный механизм развития отношений то, что им для оппонента не является.
Reply
Leave a comment