***
"...
у меня был клиент шестнадцати лет. Он стоял на учете в детской комнате милиции, имел условный срок за угон, у него было двое детей, и он работал в автосервисе. Но социальный работник считала, что он должен закончить школу, и поэтому заставила его явиться на нашу комиссию для определения образовательного маршрута. Штука в том, что он приехал к нам за рулем своей машины, в сопровождении соцработника.
И этот персонаж не является каким-то исключением. Таких тысячи и сотни тысяч по всей стране, и они не считают свой образ жизни чем-то особенным. Они рожают в 16-18 лет, много работают, нередко в тяжелых физически условиях, не имеют возможности (да и представления о том, как) следить за собой".
***
"Нагатоми Хакудо откровенно рассказывал о своих чувствах в павшей столице:
Я помню, как меня везли в грузовике вдоль дороги, проложенной среди груд из многих тысяч мертвых тел, которые глодали дикие собаки. Мы остановились и вывели из кузова группу китайских пленных. Затем японский офицер предложил мне испытать свою отвагу. Вынув из ножен меч, он плюнул на него и, внезапно размахнувшись, опустил его на шею съежившегося возле нас китайского мальчишки. Чисто срезанная голова покатилась в сторону, а тело упало ничком, разбрызгивая из шеи фонтаны крови. Офицер предложил мне забрать голову домой в качестве сувенира. Я помню, как я гордо улыбнулся и, взяв свой меч, начал убивать людей.
После почти 60 лет переоценки ценностей Нагатоми стал другим человеком. Теперь он врач в Японии и построил в своей приемной храм покаяния. Пациенты могут увидеть видеозаписи, в которых он рассказывает о пережитом в Нанкине и кается в своих преступлениях.
Мягкий и радушный характер врача полностью противоречит его кошмарному прошлому, и практически невозможно представить, что когда-то он был безжалостным убийцей".
***
".. наша склонность к реактивной агрессии уменьшилась в результате самоодомашнивания, которое началось как минимум 200 тысяч лет назад - а возможно, и раньше, в самом начале становления Homo sapiens чуть больше 300 тысяч лет назад. Ключевым фактором стало появление речи: она позволяла бета-самцам объединяться для убийства терроризировавших их альфа-самцов.
Благодаря речи подчиненные особи могли согласовывать планы и убивать надежно и безопасно..."
***
"Работал у немцев, приговорен к расстрелу с обычной заменой на твердый четвертак. Сотрудничает с чекистами. В меру, не теряя достоинства, подыгрывает и нашим и вашим. А сын - безусый, начинающий лейтенант в мелких погранвойсках, почтительный, воспитанный. Старик - скала. Сын - еще теленок...
- Мой наказ, Александр, - больше не приезжай на свидание. Не надо. И писем не пиши - обойдусь. Я нашу власть не хуже тебя знаю. Тоже - служил, учился... Не показывайся! Не высовывайся! Служи. Честно служи, как подобает офицеру. Предвижу: тебе мое прошлое мешает. Не мешало по недосмотру - так еще хлебнешь. Еще как хлебнешь! Опереди и отрекись. Ничего постыдного в это нет: на то - мое тебе - отцовское благословение. Извести командование. Встань на собрании по стойке «смирно» и объяви: «раньше от меня скрывали, думал - помер, а как выяснил правду - не хочу больше называть отцом подлого изменника Родины!» Так и скажи: «подлого!», «презренного!». Вот на это мой крест. Вступи в партию. И живи себе по-тихому, как люди живут. Посылки не шли: отрекся и отрекся, - тетка пошлет. Помни, продолжаешь корень. Умру - не волнуйся. Выбирайся в начальники. С оглядкой. Не торопись. Не при на рожон. Ты уже пограничник - раз! Офицер - два! Вступишь в партию - три!"
А. Терц (Синявский). Спокойной ночи.
***
"
Решающую роль в избрании на русский престол первого Романова сыграл достаточно грубый нажим казаков. Утвержденную грамоту подписали 238 человек, а упомянуто в ней 277 делегатов; всего же, по некоторым сведениям, в Москве тогда собралось более 800 "советных людей" из 58 городов".
***
"Чтобы выпустить атомную торпеду, нужно было получить согласие замполита подводной лодки, у которого была вторая половина стартового ключа. Хотя решение капитана не было согласовано с Москвой, замполит его одобрил. На любой из других трех подводных лодок этого было бы достаточно для пуска атомной торпеды. Но на борту Б-19 по чистейшей случайности присутствовал командующий всей флотилией капитан Василий Архипов, поэтому требовалось и его согласие. Архипов отказался его давать. Он успокоил капитана Савицкого, уговорил его отказаться от своего плана и вместо этого поднять судно на поверхность и ожидать дальнейших распоряжений из Москвы. Мы не знаем точно, что случилось бы, если бы Архипов дал согласие - или если бы он просто находился на любой другой из трех других лодок. Возможно, Савицкий не исполнил бы собственный приказ. И все же ясно, что мы оказались в опасной близости от ядерного удара по блокирующему остров флоту - удара, который, скорее всего, привел бы к ядерному ответу, а затем эскалации конфликта в полномасштабную ядерную войну (единственную, в которой США готовились)".
Т. Орд. На краю пропасти.
***
"На рубеже 2010-х годов начнет формироваться и накапливаться совершенно новый опыт: самоотчуждение в сочетании с чувством упрочения власти над отдельными сторонами жизни <...> Можно сказать, что сейчас время персонального рессентимента, изолированного и исключительного одновременно, который вместе с тем проявляется с большим размахом".
Э. Саден. Тирания Я.