Иногда мне попадаются под руку простецкие фильмы, которые смотришь, в общем-то понимая, что второй раз не будешь. "Меня зовут Кхан" - один из таких.
Но и в них подчас блестят драгоценные жемчужины.
По ссылке у
shn вышел на пост "
Мобилизация Авраама". И тут же вспомнил эпизод этого фильма, где Кхан приходит в мечеть помолиться и там "служитель воли Божьей" рассказывает своим слушателям примерно то же самое, что в этом посте.
"Это, может быть, одно из центральных мест в Писании, на которое направлена ненависть, негодование или просто категорическое непонимание верующих исключительно в человека-индивидуума, свободу и прогресс. В эту систему поступок Авраама просто не укладывается, он выглядит полным отсутствием такового, аннигиляцией личности и свободной воли, и даже самого святого, что есть (или раньше было) у прогрессивного индивидуума - семейной связи, родительства, защиты собственного ребенка.
Всё, что делает Авраам, величайший праведник в еврейской традиции - отвечает "Вот, я здесь", когда Господь окликает его. А потом молча собирается, встает рано поутру, берет сына и идёт, куда сказали".
ИДЕТ КУДА СКАЗАЛИ. МОБИЛИЗУЕТСЯ... Что может быть слаще для того, кто числит себя в рядах "глашатаев Божьих"? Не важно, в какой традиции: еврейской, христианской, мусульманской или православной.
И как же на этот пафосный пассаж отвечает простецкий болливудский фильм?
Кстати, Кхан в этом фильме эдакий аутист-дурачок, реинкарнация Форрест-Гампа, которого многие воспринмают как юродивого. И вот он слушает-слушает проповедника, качая головой, и вдруг перебивает его:
- Нет! Нет! Нет! Ты лжешь! Меня мама учила, что Ибрагим (Авраам) совсем не из-за этого пошел с сыном на гору... (не идет КУДА СКАЗАЛИ, НЕ МОБИЛИЗУЕТСЯ)
Проповедник, понятно, возмущен и хочет выставить Кхана неучем, но кто-то из слушателей его прерывает и говорит: "Дай сказать нашему брату слово".
И Кхан объясняте то, что объяснила ему любящая мать. Авраам пошел на гору с сыном не потому, что "так сказали", а потому что он настолько уверен в безграничной любви и милосердии Отца, что знает, что с сыном его ничего плохого не случится. И с ним ведь действительно ничего плохого не случилось! Это история о вере, любви и милосердии, а не о ненависти и войне.
Ср. с утверждением: В эту систему поступок Авраама просто не укладывается, он выглядит полным отсутствием такового, аннигиляцией личности и свободной воли, и даже самого святого, что есть (или раньше было) у прогрессивного индивидуума - семейной связи, родительства, защиты собственного ребенка.
Напротив, говорит Кхан, в поступке Авраама утверждаются личность, свободная воля, желание защитить своего ребенка и, возможно, все последующее движение человека-индивидуума к прогрессу. Это поступок человека, знающего что такое чудо любви.
Дугины могут верить, что надо "идти, куда сказали" - и поступать сообразно этому. Авраам верит в другое и идет туда, куда зовет его любовь.
В-общем, лучше уж смотреть болливудское кино, чем читать неосоветские газеты перед сном. Даже если их мятые обрывки летают по ЖЖ.