Умер Эдуард Лимонов. В общем-то, почти все хорошее, что можно было о нем сказать, написал еще Довлатов:
«Лимонов - талантливый человек, современный русский нигилист. Эдичка Лимонова - прямой базаровский отпрыск. Порождение бескрылого, хамского, удушающего материализма. <…>
Лимонова на конференции ругали все. А между тем роман его читают. Видимо, талант - большое дело. Потому что редко встречается. Моральная устойчивость встречается значительно чаще. Вызывая интерес, главным образом, у родни...» (Литература продолжается).
Лимонов всю жизнь переходил границы, поэтому и о нем позволительно сегодня по ту сторону «aut bene aut nihil» и не соблюдая границ приличия.
В «Эдичке» меня в свое время впечатлила сцена, где главный герой в опустевшей квартире смотрит на резиновый хуй, их с Еленой игрушку, и вспоминает венчальные свечи, задавая себе вопрос, как случилось с ними то, что начав с витых венчальных свечей, они закончили этим витым резиновым хуем...
Как оказалось впоследствии, эта эволюция была в биографии Лимонова не самой ужасной.
Сказать хорошее о нем, впрочем можно, и вот что: никогда бы Лимонов не оказался там, где оказался его мелкий двойник Захар Прилепин: между одутловатым Калягиным и мужикоподобным Машковым в Общественном совете по исправлению нравов Конституции. Он продавал свое вдохновенье, но не стал бы продавать душу никому мельче дьявола.
Впрочем, умер он 17 марта, в Великий Пост по православному календарю, в день мученика... Акакия.
Совершив традиционную эволюцию русского писателя, не считающего свое слово достаточным делом и устремляющегося однажды к какому-либо делу per se («делом» Лимонова оказалась перманентная личная революция), он даже своей смертью закрепил этот эволюционно-революционный вояж.
Бедный маленький человек Акакий Акакиевич, мечтавший запахнуться в шинель, чтобы почувствовать себя «настоящим» человеком, - таков был последний штрих в картине «Эдуард Лимонов».