Oct 04, 2015 11:50
Фейнман не был экономистом, но тем интересней его мысли об экономике.
Например, вот эта:
"В один из дней у нас состоялся торжественный обед, на котором произнес речь глава одного богословского заведения - очень милый человек и совершенно типичный еврей. Хорошая была речь, и оратором он был замечательным, поэтому главная его мысль показалась всем очевидной и истинной - хотя теперь, когда я о ней рассказываю, она выглядит полным безумием. Он говорил о том, что между благосостояниями разных стран существуют серьезные различия, которые вызывают зависть, приводящую к конфликтам, между тем у нас теперь имеется атомная бомба, и любая война обрекает нас на погибель, и потому самое верное средство поддержания мира состоит в том, чтобы уничтожить различия между странами, а поскольку Соединенные Штаты очень богаты, мы должны отдавать почти все, что имеем, другим странам, пока все не станут равными. Мы слушали его, и нас переполняла жажда самопожертвования, мы все думали, что именно так нам поступить и следует. Я только по пути домой и опомнился. На следующий день кто-то из нашей группы сказал: - По-моему, речь, которую мы услышали вчера, настолько хороша, что всем нам следует подписаться под ней и обратить ее в итоговый документ нашей конференции.
Я начал было объяснять, что идея распределения всего поровну основана всего лишь на теории, согласно которой количество богатства в мире ограничено некоторой величиной х, а поскольку мы каким-то непонятным образом отняли те богатства, которыми теперь обладаем, у стран победнее, нам надлежит их вернуть. Однако эта теория не принимает во внимание подлинную причину различий между странами, а именно разработку новой техники для производства пищи, создание машин для этого производства и для многого иного, как не учитывает и того обстоятельства, что создание таких машин требует концентрации капитала. Важны не богатства, а сила, позволяющая их создавать."
(Выделение мое)
Между тем понятно, что концентрация капитала может быть достигнута двумя способами (об этом Фейнман не пишет): либо в процессе создания богатств НА РЫНКЕ, либо путем экспроприации этих богатств ГОСУДАРСТВОМ (или другими разбойничьими структурами).
Первый путь - капитализм, второй - социализм (всевозможных модификаций). Все довольно просто, и Фейнман, не отвлекаясь на высокопарную чушь, сразу вычленил СУТЬ проблемы УЛУЧШЕНИЯ мира, не сделав, впрочем, следующего шага - т. е. не проведя различий между последствиями применения разных методов концентрации капитала. Между тем, первый метод (капитализм) действительно позволяет (постепенно) улучшать мир, во втором случае (социализм) "СИЛА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ СОЗДАВАТЬ" богатства, оказывается ущербной и, по сути, саморазрушительной, направленной на возвышение одной группы людей (партии, тирана, бюрократии, олигархов и т.п.) за счет всех остальных.
Фейнман