Вчера посмотрели первую часть "Нимфоманки" Триера.
Понравилось. Очень. Элементы порнографии ничуть не напрягают. Очередной шедевр Триера, имхо. Великолепен стержень фильма - диалог между героиней-нимфоманкой и немолодым героем-девственником, подобравшим ее, избитую, на улице. Пока даже трудно сформулировать откуда такое напряжение, но для меня очевидно, что весь фильм держится не на сексуальных похождениях героини, а на их диалоге (в том числе невысказанном). Впрочем, подводить итог еще рано - надо посмотреть вторую серию.
Вообще Дания для меня - какая-то жемчужина, оазис нормальности (в лучшем смысле этого слова) в сумасшедшем котле Ойкумены 21 века. Вообще в мире многое происходит в два такта: истинную трагедию немедленно накрывает волной фарса. Есть цивилизации первичные, вырастающие сами из себя, поднимающиеся до заоблачных высот, не теряя связи с землей, а есть - вторичные, растущие на заимствованиях, пусть даже с прорывами в гениальность, но рано или поздно падающих в обломки бутафорских декораций. Дания, безусловно, принадлежит к первому типу стран, Россия - Голиаф вторичности, олицетворение той самой волны фарса, штурмующая все новые вершины абсурда, чтобы в который раз отбить себе пятую точку.
Вспомним, что задолго до Достоевского и всей философии экзистенциализма уже был Кьеркегор. Датский принц Гамлет в некотором смысле - вечный символ постгероической литературы (а попытки всяческих лимоновых - кто откажет ему в таланте, но что он с этим талантом делает?! - возродить "героическую" литературу неизбежно оборачиваются кромешным кошмаром, котлами крови и духовной блевотиной). Красивая легенда о датском монархе, нашившем на свое пальто желтую звезду во время войны - и реальная политика датчан, которые перед войной активно препятствовали натурализации беженцев, в том числе и евреев - но умудрились спасти почти всех евреев, оказавшихся на датской территории благодаря способности "особенным образом справиться с крайне взрывоопасными проблемами, которые были поставлены нацистским завоеванием Европы" (слова Х. Арендт). Наконец, активная антииммиграционная политика Дании в наши дни, за которую мультикультуралистская Европа нещадно Данию критикует, но Дания и глазом не ведет, справедливо полагая, что в своем собственном доме датчане сами разберутся. Ну и Ларс фон Триер как олицетворение датского гения - провокационного, аутентичного и не боящегося взглянуть в те глубины, которые плоскому массовому сознанию просто-напросто недоступны. Все это - Дания.
Мне кажется, что гениальная культура возникает как раз в поле напряжения между полюсами "нормальности" и "бунтарства". Безумно сложно быть одновременно и "нормальным обывателем" - и в то же время "бунтарем". Но если удержаться в этом состоянии - есть шанс увидеть то, что другим остается недоступным. Например, если "обычный" русский человек попробует обрести себя между этими полюсами, то его немедленно расплющит о какой-то из них: либо он станет воплощением мещанской пошлости (именно в такое стадо мещан постепенно превращались героические "строители коммунизма" в "благословенное" время брежневского застоя) - либо бунт его будет бессмысленным и беспощадным до тошноты. "Нимфоманка" тем и интересна, что в процессе диалога героини-нимфоманки и героя-девственника с трудом понимаешь, кто из них бунтарь, а кто - "нормальный" моралист. Она, прелюбодействуя направо и налево, осуждает сама себя со страстью экзальтированной монахини (страстью, никак не выраженной вовне, но ощущаемой) - а он, ничего не зная о плотских грехах, выслушивает ее с сочувствием к ее "спортивным" достижениям (и пониманием их природы), и пытается аргументированно объяснить ей, что она вовсе не такой плохой человек, какой сама себе кажется...
Ну а если воспринимать этот фильм "в контексте", то на фоне сообщений о беспределе, пытках, убийствах, грабежах и бандитизме на Юго-Востоке Украины (взять хотя бы это:
http://society.lb.ua/accidents/2014/05/24/267554_benderovku_privezli.html ), "Нимфоманка" Триера - шедевр чистого искусства, фильм о "вечном", к счастью, все еще доступный для просмотра в стране беспрестанно трахающих мозги народу (но непременно в миссионерской позе) милоновых, мизулиных и пр. унылых идеологических извращенцев.