"Его ближайшим друзьям не нравилось, когда Пушкин «сильно русофильствовал и громил Запад». «А знаешь ли что, голубчик, съезди ты хоть в Любек», - сказал ему на это А.И.Тургенев. «Пушкин расхохотался, - вспоминает П.А.Вяземский, - и хохот обезоружил его». Многим же современным читателям Пушкин мил как раз за те глупости, над которыми он сам умел
(
Read more... )
"...я как раз и пытаюсь понять, как Пушкин читал английскую литературу, а это очень трудно, потому что я должен стараться забыть то, что я знаю об английской литературе из книг ХХ века" (в том же интервью),
- тут как раз тот случай, когда Самойлов не то что не старался ЗАБЫТЬ, а отчетливо ПОМНИЛ и ЗНАЛ, куда выведет Россию "кривая Пестеля" в ХХ веке. Между тем, мне лично куда интересней было бы понять НАСТОЯЩЕЕ отношение Пушкина к Пестелю. Недавно удивился, когда узнал, что тот самый знаменитый Волконский, за которым последовала его жена в Сибирь (где она ему изменяла направо и налево), был одинаково взаимоуважительно дружен с Пестелем и Бенкендорфом. И вообще собирался в "республике Пестеля" выполнять те же функции, которые стал выполнять при Николае Бенкендорф... Тот самый Бенкендорф, который, по словам Эйдельмана "когда Пушкин отклонялся от правильного пути к добру, <...> писал ему вежливые письма, после которых не хотелось жить и дышать". Но это уже после.
Впрочем, "Анна! Боже мой!" - намекает на Каменного гостя (и тут же на Медного Всадника), и нам уже не важно, каким было реальное отношение Пушкина к Пестелю, тяжба Поэта и Тирана (он же Тираноборец) превращается в еще одну "маленькую трагедию", а плейбой вдруг оказывается чуть ли не единственным хранителем "чести и просвещения" народа.
Словом, когда беседуют Поэты, нам, смертным, лучше не встревать :) А вот когда филологи открывают маленькие истины, у них можно и поучиться :)
Спасибо, кстати, за то, что сподвигли меня сегодня перечитать это стихотворение Самойлова :)
Reply
Вопрос в том, а как это настоящее отношение узнать? Подобные - исторические - вопросы мне кажутся гораздо сложнее вопросов естестенно-научных, касающихся явлений воспроизводимых, а не уникальных.
Reply
Leave a comment