May 24, 2012 13:24
"...сутью римского права была его форма, а не содержание статей. Лучше пояснить это на примерах.
В законе XII таблиц (в Риме о них можно было говорить просто закон, и всем было понятно, что речь идет об этом медном воплощении права) - статья V 3 постановляет:
Кто распорядился относительно своего имущества или опеки над своим [имуществом или наследниками], так пусть будет право (ita ius esto).
Переводят «да будет так», «так пусть то и будет нерушимым», «так пусть и будет по праву» и другими вариантами. Уловить верный тон перевода трудно, потому что добавлением ita ius esto собственно ничего не сказано. По существу эта формула тавтологична, как если бы закон настаивал: кто как распорядился, тот распорядился. Формула обслуживает переход от обыденной речи к отчетливой дикции (юрисдикции) и переключение поведения в режим отчетливой определенности. Нам, восточным, представить естественность такого перехода нелегко. Если западный человек приходит на условленную встречу минута в минуту, если приезд гостя на званый обед с пятнадцатиминутным опозданием считается скандалом, если однажды данные обещания на Западе в норме исполняются, то здесь действует та же тысячелетняя школа ранней дисциплины, выражением которой стало древнеримское право. Мы можем сопоставить этим по строгости нашу позднюю дисциплину, которой мы рано или поздно подчиняемся после суровых испытаний.
(Введение в философию права)
PS. Если воспринимать происходящее сейчас как Революцию, то радует, что эта революция не идеологическая, а именно Правовая. По сути, большинство протестующих требует от власти соблюдать правовые нормы - а власть совершенно откровенно и беззастенчиво их нарушает, имитируя вместо поддержания правопорядка бурную законотворческую деятельность. Сегодня по "Эху Москвы" проводили опрос, удастся ли во взаимоотношении власти и общества обойтись без насилия. Только 11% сказали, что удастся. Остальные уже в это не верят. Я, если честно, тоже не верю, но надеюсь уже на то, что обойдется "малой кровью". И на то, что это будет "последняя, очистительная кровь" (Серафим Саровский).
Бибихин,
философия права,
римское право