Jun 09, 2011 15:34
"Мы видим, таким образом, что господствующий теперь академически позитивистский скептицизм,, появившийся в виде реакции против чрезмерного канто-фихте-гегеле-шеллинговского идеализма захватил, наконец, и арифметику, где он старается сделать последние еще возможные для него выводы с крайней последовательностью, могущей стать роковой и для него".
Г. Кантор
Понятно, что от Гегеля тянется линия мысли к марксизму и коммунизму.
Любопытно было бы проследить, как от Шеллинга тянется линия мысли к национал-фашизму, а от Фихте - к либертарианству.
Во всяком случае то, что пишет С. С. Хоружий о Фихте, дает основания думать, что именно Фихте был предтечей современной либертарианской идеологии (крайний субъективизм и отрицание объективной роли знания).
Но все трое вышли из головы Канта, который с наибольшей последовательностью (продолжая линию Аристотеля и Декарта) разработал субъект-объектную парадигму, в которой до сих пор барахтается "передовое человечество".
Между тем как эта парадигма - тупиковая и заглушающая свободную мысль.
Сейчас уже обратная картина: не академический позитивизм - реакция на чрезмерный идеализм, а академический позитивизм набрал такую силу, что людей кидает в противоположную крайность - обратно к Канту (в одной из трех его редакций).
Но и позитивизм, и чрезмерный идеализм - по сути уже археология. Вчерашний день, за который хочется уцепиться в страхе перед будущим.
Гегель,
Хоружий,
Фихте,
Кант,
Шеллинг,
Кантор