В пятницу был на презентации четырехтомника О. Седаковой. Впечатление очень сильное. В первую очередь от нее как от личности. Не могу сказать, что ее поэзия мне близка и понятна - как не близка и не понятна для меня поэзия В. Иванова (но причина этого в моем варварском советском образовании). А вот ее статьи в томике MORALIA читаю уже третий день, радуясь созвучию ее мыслей тому, что за последний год вызрело в моем уме. В интеллектуальном плане очень привлекает в ней то, что она прямая ученица С. Аверинцева. Но, читая ее, поразился еще одному обстоятельству: имя Пушкина звучит на ее страницах так же часто, как имена того же Аверинцева, Антония Сурожского, Иоанна Павла II и других очевидно близких ей мыслителей.
Среди ее статей сильнее всего оказалась для меня "О некоторых особенностях отношения к злу в русской традиции". Особенно на фоне недавно перечитанного "Пикника на обочине" Стругацких с эпиграфом из Уоррена "Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать". Перечитанный (или впервые прочитанный - потому что читал его в первый раз я в беспамятном детстве) "Пикник" показался мне точной картиной современной России.
Вся статья О. Седаковой - полемика с этим эпиграфом и с этой картиной мира.
Не удержусь от цитаты из
этой статьи: "...настоящим сопротивлением, настоящим освободительным движением у нас должен был бы стать простейший морализм, простейшее утверждение того, что не “все так сложно”, что есть все же кое-что простое и несомненное, что при всех сложностях в своем пределе добро есть добро и зло - зло: всегда и при любом стечении обстоятельств. Что утверждение “не обманешь - не продашь”, скажем, не является универсальным неоспоримым законом. Нет, продашь! Продашь и не обманув, и еще лучше продашь. Это было бы гораздо более бескомпромиссно в наших краях. Это было бы революционно: утверждать, что добро может осуществиться и без содействия зла. Утверждать моральные тривиальности, вроде фразы из учебника латыни: “Не место красит человека, а человек место”.