Рекомендуется к прочтению

Jan 26, 2011 12:20



Статья трех авторов, один из которых - Ю. Афанасьев.

О русскости как национальной болезни. Статья написана была еще по поводу медведевского "Россия, вперед!" с полным разгромом болтающего попусту языком автора-как бы-президента.

Хотя я не во всем согласен с тремя авторами в оценке дореволюционной России, основной посыл статьи - осмыслить, наконец, "что с нами происходит" - и сделать из этого правильные выводы, неоспорим. Лично я вижу два главных вывода этой статьи:

...на территории России есть и другая Россия. Все еще слабая, проявляющаяся лишь кое-где, часто не ведающая, что творит. Но отнюдь не обреченная ходом истории на неизбежную смерть. Это Россия протестная и самокритичная, изнывающая под гнетом традиционной статики и взыскующая динамики и новизны, разгоняемая ОМОНом и сидящая по приговорам зависимых от власти судов, Россия, которой затыкают рот чиновники и продажные СМИ. Это Россия личности. Россия независимости русского человека от всех исторически сложившихся социальных ролей и смыслов. Россия прав человека и индивидуальных социальных отношений. Россия гражданского самоуправляющегося общества и равенства всех перед правом.

И второй вывод, трезвый и жесткий:

Хотя все прекрасно понимают, что паразитические слои и группы общества никогда не расстанутся с награбленным по-хорошему, бунта не предвидится. Общество в целом утратило волю к  осмысленному и целенаправленному действию вообще, и к насилию, хотя бы на основе права, в частности. Все друг на друга шипят, все друг друга ненавидят, цена человеческой жизни соразмерна с ценой патрона, но политически осмысленного и организованного насилия нет и следа. И не только потому, что никто не знает «как надо».
У общества нет цели. А когда цели нет, то вместе с волей к насилию, к отстаиванию общих интересов иссякает и воля к жизни. Пока, да и то лишь у небольшой части общества, энергии хватает разве что отстаивать личные интересы. Не более. Остальные же предались унылому фатализму и вымирают. Предпочтение смерти от безысходности борьбе за общие интересы - это ли не самый страшный диагноз?

Ю. Афанасьев, свободная Россия

Previous post Next post
Up