Читая Аверинцева

Apr 06, 2010 23:17

... русской традиции оставалось чуждым одно очень характерное явление западной старины: авторитарный плюрализм, как он выразился хотя бы в многообразии "орденов" католического монашества, но прежде всего в сословной организации общества; напомню, что "сословия" и "ордена" обозначаются по латыни одним и тем же плюралисом "ordines". Когда Святейшая Инквизиция, приведенная в XVI веке в весьма нервозное состояние успехами Реформации, потребовала ответа у великого Тинторетто относительно игр, которые он позволял себе с сакральными сюжетами, художник отнюдь не стал говорить, скажем, о свободе индивидуального творчества, но и не высказал никакой готовности признать себя виновным, - он сослался на прецеденты, оправдывающие  внутри его ordo, его художнического сословия и цеха его поведение. Инквизиция, в общем, отступила.

В России же никаких "орденов" и даже сословий не сложилось. За единственным исключением. Лишь одна российская Корпорация в новейшей истории (и уже почти век) демонстрирует на фоне слабости и "расхристанности" всех остальных российских мягкотелых как бы корпораций и как бы сословий удивительную, просто иезуитсткую живучесть и железную волю к власти, - и основана она не кем-нибудь, а выходцем из католического мира. Мечтавшим в детстве стать ксендзом.

Все, что было основано Троцким (красная армия), Лениным (партия), Сталиным (бюрократический класс) - превратилось в труху. А дело Феликса живет и умирать не собирается.

Собственно, против католичества я ничего не имею. Но вот то, что из шлаков именно католической руды был выплавлен крюк, на котором подвесили "Святую Русь", стало для меня своего рода откровением. Эх, не зря в свое время Достоевский и славянофилы с каким-то суеверным ужасом именно в католичестве видели главного врага, не туда смотрели, но в правильном направлении.

православие и католичество, ФСБ

Previous post Next post
Up