Бабушка

Jan 27, 2010 22:21

В конце 19 века, даже не знаю, в каком году, в киргиз-кайсацких степях случилось рядовое, наверное, событие: на порог русского дома (в казачьей станице) подбросили новорожденного казашонка. Ребятенка подобрали, выходили, нарекли Степаном. Это был мой прадед, а его дочь, моя бабушка, чисто внешне - вылитая казашка - умерла вчера в Минске в возрасте 91 года.
У нее  было пятеро детей, одна дочь умерла в младенчестве, другая - старшая, самая умная - в девяностых годах, три сына живы, умерла она на руках у младшего, моего дяди.
Ее муж, мой дед, умер еще тогда, когда мой отец учился в институте в Ленинграде, до моего рождения.
Одно время у бабушки был домик в Керчи, класса после шестого я ездил с матерью туда к ней на Черное и Азовское море сразу. Потом она перебралась в Минск к дочери и сыну.
Была она горбатенькая, всегда немноголовная, после смерти моего деда была один раз замужем, но потом с тем вторым мужем развелась, разделив пополам тот самый домик в Керчи. В Питере у нас была редко.
В Интернете есть казачий патриотический ресурс, где бывают выходцы из Пресногорьковки, станицы, где родился мой отец, откуда родом, насколько я знаю, была и бабушка. Фамилии деда (Воропаев) и бабушки (Шилова) там хорошо знают. Да там всего фамилий было несколько десятков на всю Пресногорьковку.
В станице была хорошая школа, где, наверное, училась моя бабушка. Школу ту построил перед революцией священник, собиравший деньги по всей стране, обращаясь с просьбами к богатым людям. Школу он построил, потом его - за это? - расстреляли красные. По воспоминаниям тетки, когда она училась после войны, в школе преподавали ссыльные, муж и жена, преподавали очень хорошо, трое детей закончили ВУЗы в Питере. Только младший сын, мой дядя, бабушкин любимец, ВУЗ не закончил, летал техником на самолетах.
Сейчас станица на территории Казахстана, никто из моих родных там давно уже не был. И я никогда не бывал. Что я еще знаю о бабушке? В общем, ничего. Виделись мы с ней нечасто.
Моя младшая, Марьяна, на фоне других детей выделяется своей смуглостью. Казахские гены?
Все там будем. "Младенца ль милого ласкаю, уже я думаю, прости - тебе я место уступаю, мне время тлеть, тебе цвести".
"И про отца родного своего мы зная все, не знаем ничего". Чего уж говорить о предыдущем поколении.
Вечная ей память.

жизнь и смерть

Previous post Next post
Up