Не фонтан!

Aug 12, 2016 11:34

Начал читать соображения уважаемого маэстро Андрея Сергеевича Кончаловского по поводу якобы заката и гибели западного искусства и западной культуры*. Мысли эти, как мне показалось, весьма несвоевременны, ибо Мир сейчас стоит известными усилиями на краю пропасти взаимного уничтожения. И любой лишний микроклинышек вбиваемый между "нами" и "ими" мне думается совершенно недопустим. К тому же эти мысли Андрея Сергеевича мне представляются достаточно спорными и высказаны, как это сейчас принято, в лучших традициях нашего недавнего прошлого. Вспомнить хотя бы большого ценителя прекрасного, нашего дорогого и недавно так горячо любимого Никиту (тоже) Сергеевича Хрущёва. Или взять тех же официальных экономических астрологов (примерно месячной давности), предсказывавших гибельное падение доллара и всей американской экономики... Чтобы судить о состоянии больного, надо хотя бы к нему приблизиться. Выслушать его не как отстранённый зритель-наблюдатель, а как живой соучастник болезни и знаток этого недуга. Произведения современного искусства живут единым взаимо-обеспечивающим организмом. Если тот же Чёрный Квадрат рассматривать отдельно вне контекста всего организма, скажем, в университете марксизма - ленинизма, то кроме смеха в зале он ничего не вызовет. Но организм живёт, развивается, постоянно происходят обновления,Линька, если хротите, иногда сопровождаемая болезненными ломками. Но в целом, в искусстве ничего не меняется, только развивается... Эстетика становится шире и она уже не вмещается в обычные рамки... недавнего прошлого. Предположим мы как бы на полит семинаре по социалистическому реализму, тема: БЕЛЫЙ ПИССУАР как объект современного искусства... Вместе похихикаем. Потом я подниму руку и скажу, что я тоже автор другого аналогичного объекта современного искусства и с ассоциативным названием "Фонтан". Но это будет не белый писсуар, а, я извиняюсь, кабина обычного московского городского лифта или телефонной будки, часто используемые в наших буднях для тех же целей. При этом к картине зрительного восприятия можно добавить ещё легко узнаваемый и не всеми переносимый характерный запах. И это будет не просто объект современного искусства, но ещё не забытого нашего родного по форме и пох@истического по содержанию социалистического реализма. И пусть у кого-нибудь поднимется язык сказать, что это не фонтан...
Или взять любимый объект совковых пропагандистов-обличителей ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ Казимира Малевича. Чёрный Квадрат жил, живёт и всех переживёт, не уступая зрительскому вниманию узнаваемости и популярности другому шедевру, я извиняюсь, той же Мона Лизе. Кстати, ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, как живой объект продолжает жить и рождать всё новые и новые эстетические ассоциации.Если хотите , Он стал иероглифом и брендом определённого смысла. Вот, например, у меня родилось такое, для некоторых весьма странное ассоциативное и как-то подходящее к заглавию статьи черно-дырочное четверостишье :
Чёрный Квадрат,сокращённо,ЧеКа,
Камеры пыток с прямыми углами.
Жертвы свои поглощали всегда,
Чёрными дырами рея над нами.
И хочется выкрикнуть,
- Искусство вечно, пока человек смертен.
Научные открытия , достижения, научные объекты - это тоже объекты каждый раз современного искусства. Та же знаменитая формула Эйнштейна где-то начертанная или сама по себе - это тоже объект современного искусства или тоже доказательство математической истины великого пусть и еврея, да простят меня антисемиты, но уже в прошлом нашего соотечественника, Григория Перельмана.
Когда слово КРАСОТА и КРАСИВО , пришедшие из глубины искусства, так же естественно, как и верно. При этом верно совершенно не означает реалистично или визуально канонически правдиво.Представление математической, скажем, истины может быть и не каноническим. Оно может быть вполне метафорично. Те же алхимики , я думаю, создавали , если можно так сказать, научные метафоры. Их исследования носили метафорический характер, но их вклад в науку трудно переоценить.
Писсуар , как и моя кабина лифта это тоже метафора нашей жизни. И вот оценить метафору или создать её , могу смело сказать, не каждому дано. Соц реализм и его высокооплачиваемые жрецы всегда стремились убить и задушить её на корню. Косые взгляды цензоров зорко следили за этим. А что у вас в этом чемодане скрывается за этой метафорой... Почему у таракана должны быть обязательно усы, тов Чуковский? И почему обязательно таракан?
Вы мешаете следить нашим органам государственных чувств за вашими мыслями. Одним словом, то, что есть, не каждому дано увидеть , а тем более сразу понять Не случайно на могиле Никиты Хрущёва стоит памятник работы представителя по словам Кончаловского, зашедшего в тупик искусства , всемирно известного и ранее поруганного нонконформиста Эрнста Неизвестного, а не какого нибудь официально-признанного ленинского лепилы( простите, не врача, а скульптора) , прикреплённого к чековой берёзке Ха, в слове чековой тоже есть что-то очень ассоциативно-знакомое от Чёрного Квадрата. Чёрный Квадрат всегда пишу с большой буквы из элементарного чувства уважения к объекту..
Очень важным аспектом в современном искусстве является свобода. Дело искусства всегда молодо в своём развитии, которое возможно только в условиях свободы. В условиях несвободы возможен вынужденный нонконформизм Как растительность под сапогом..Тот же, простите, сов-арт Бульдозерная выставка). И только само искусство знает, как и куда, иногда до смешного и не понятного, ему расти и развиваться в каждых конкретных условиях. Но это тема другого большого разговора.
*)Андрей Кончаловский. От черного квадрата - к черной дыре. http://www.bbc.co.uk/…/141208_blog_konchalovsky_art_market_…
Up